Элементы барокко в интерьере


Стиль барокко в интерьере ▷ особенности дизайна интерьера в стиле барокко

Пост о самом пышном стиле интерьера.

Барокко как стиль в интерьере появился ещё в XVII веке в Италии, но его элементы до сих пор находят своих обожателей. Если вы в их числе — устраивайтесь поудобнее, нам есть, чем поделиться.

Две работы Джованни Лоренцо Бернини. Слева  церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, открытая в 1670 году в Риме. Справа  кафедра Святого Петра в соборе Святого Петра в Ватикане, открытая 1666 году

Возникновение стиля барокко

На эту тему у нас даже отдельная статья есть. В начале XVII века религия в Риме играла огромную роль в жизни простых граждан. В ответ на протестантскую Реформацию Католическая церковь стремилась установить эмоциональный контакт с итальянцами/ И если в эпоху Возрождения архитектурное искусство позиционировало себя элитарным и «не для всех», то барокко был призван заставить даже необразованные массы поверить в силу и грандиозность церкви.

Римские папы нанимали лучших архитекторов, художников, дизайнеров интерьеров для постройки бесчисленных церквей и дворцов, что меняло облик города, делало Рим визуально богаче и роскошнее. Этот стиль быстро подхватили во всей Европе. Вслед за экстерьером менялось и внутреннее убранство состоятельных граждан. Великие художники своего времени занимались разработкой нового стиля мебели и декора, пытаясь переплюнуть друг друга и самих себя. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Основные принципы

В барокко принято преувеличивать выражения и жесты, создавать драму, напряжение, величие. Стиль барокко —  это символ силы. Большие и детально продуманные предметы мебели, украшенные золотом рамы и стены, резные потолки —  стиль дворцов и огромных резиденций. В современном мире воссоздать атмосферу правильного барокко очень сложно из-за масштабов стиля. Но аккуратный микс современных линий и основных элементов традиционного барокко может отлично вписаться даже в городское жилье. 

Попробуйте добавить в свой интерьер:

  • Мебель, украшенную изысканной резьбой, покрытую золотом или бронзой

  • Богатую отделку: молдинги на стенах и потолке, гобелены, лепнину

  • Скульптуры и изящные статуи, часто изображающие детей, музыкантов и красивых женщин

  • Роскошное постельное белье (из парчи, шёлка, бархата)

Посмотрите, как можно добавить отдельные элементы стиля в современный дизайн. Детали остаются те же – лепнина, высокие окна и двери, но несколько невесомых предметов полностью меняют пространство.

Цветовая гамма

Основной цветовой акцент барокко —  золото, которым часто украшены зеркала, предметы декора, мебель и аксессуары. Чтобы подчеркнуть металл, выбирайте светлые нейтральные оттенки или, наоборот, тёмные и богатые: бордо, насыщенный синий или глубокий зелёный.

Оформление стен

Главное правило — стены должны быть рельефными. Стиль барокко предполагает динамику: огромное количество вставок, бордюров, молдингов, гобеленов, лепнин, ниш, колонн, и даже пилястров. Приветствуются картины времен Ренессанса на стенах. Для придания объема используются также текстильные обои, гипс, окрашенные деревянные панели. Смело смешивайте декор друг с другом: лепнину, позолоту, фрески —  в этом стиле не бывает понятия «слишком роскошно».

Оформление потолка

Правила те же, что и у стен: потолки не могут быть однородными. Они часто расписаны, обрамлены лепными украшениями. В классическом барокко потолок — продолжение стены, он должен дополнять, но не контрастировать. Декор в виде позолоты также остается уместен. Идеальное решение, если вы хотите передать дух эпохи — потолок, украшенный фресками.

Оформление пола

Цвет пола обязательно должен сочетаться с цветовой гаммой пространства. Материалы: чаще всего дерево, уместен будет искусственный паркет под дорогую древесину. Можно использовать камень. Частый гость в интерьере ковер, но (обращаем на это особое внимание) ковры не должны занимать всю поверхность пола.

Мебель в стиле барокко

Основная особенность мебели в стиле барокко — сложный орнамент. Вся мебель украшена множеством деталей, с обильным, очень часто преувеличенным декором. При этом композиции отличаются тонким балансом и гармоничной интеграцией всех элементов. Части мебели симметричны, все детали повторяются одинаково с обеих сторон.

Мебель того времени часто изготавливалась из экзотических материалов: красное и эбеновое дерево, слоновая кость, импортированные металлы. Распространены были мраморные столешницы, особой популярностью пользовалась позолота.

Такая мебель обязательно должна быть презентабельной и роскошной. Мебель часто украшают:

  • Тканевой обивкой

  • Лаками и позолотой

  • Изогнутыми изящными ножками

  • Сложной резьбой

Текстиль

Текстиль необходим для поддержания чувства богатства и роскоши. Этот эффект достигается при помощи пышных драпировок, подвесок и кисточек, золотых вставок. Большое значение имеют шторы. Как правило, шторы шьются из бархатной ткани, золотой парчи, атласа или шёлка, их расшивают золотой нитью или люрексом. В современных интерьерах популярны ткани, имитирующие натуральные материалы: такие как оникс, мрамор, малахит и др. Очень важно наличие роскошного ламбрекена, дополнительно украшенного вышивкой. Допускается использование контрастных цветов.

Освещение

В комнатах в стиле барокко обязательны большие окна, дающие много дневного света. Также используются широкие зеркала, которые наполняют пространство светом и визуально его увеличивают. Искусственное освещение представлено хрустальными массивными люстрами с лампами, имитирующими свечи. Используются также настенные светильники и эффектные торшеры с резными ножками.

Барокко сегодня

Конечно, повторить дворцовый стиль каноничного барокко сегодня не очень-то просто: приходится думать о том, как сэкономить квадратные метры и не устраивать пир на весь мир. И всё же вдохновляться изяществом XVII века можно и нужно: добавьте немного лепнины на стены, поставьте пару стульев с резными ножками или хотя бы повесьте золотое зеркало на стену.

Архитектура и дизайн в стиле барокко: использование света

Это был пример эпохи барокко, когда свет широко и целенаправленно использовался в интерьерах. Манипулирование светом и источниками света в эту эпоху было обусловлено художественными тенденциями, такими как chiaroscuro , инновациями в производстве стекла, а также социальными императивами, которые привели к стремлению к драматической и роскошной демонстрации. Архитекторы эпохи барокко интегрировали оконные проемы и искусственные источники света, которые использовали освещение, которое, в свою очередь, создавало ощущение движения и эмоций в неодушевленном пространстве.

Эпоха барокко знаменовала собой напряженность Реформации и Контрреформации; Церковь хотела подчеркнуть призрак и церемонию своей веры и могла делать это внутри церковных структур посредством украшения и освещения. Яркими примерами этого могут быть интерьеры Собора Святого Павла в Риме или Vierzehnheiligen. Увеличившееся и сконцентрированное богатство и власть среди высших классов и аристократии означало строительство роскошных резиденций, обставленных дорогими материалами, которые трудно произвести или получить, в сочетании с желанием привилегированных пышно продемонстрировать свое богатство - подобострастной моделью этого является Дворец Ступиниги в Турине.Излишне говорить, что стиль барокко применялся как в религиозной, так и в светской обстановке.

Архитектура и дизайн в стиле барокко основаны на инновациях. В эпоху барокко возрос интерес к театральному искусству, и сценическое освещение стало использоваться во внутреннем декоре. Как и на сцене, внутреннее освещение можно настроить и управлять им таким образом, чтобы установить или даже уменьшить фокусное внимание, увеличить или уменьшить ощущение открытости и высоты или даже сделать пространство более роскошным, создавая движущийся свет. и сверкал - как свет свечи отражался в зеркальных стенах.Кроме того, в конце 1600-х годов производство листового стекла было улучшено стеклодувами во Франции, которые разработали процесс «разливки пластин», который позволил получить более изысканные стеклянные пластины с лучшей прозрачностью и высококачественными зеркалами (путем покрытия стекла с одной стороны металлическим ). Декоративные элементы, такие как стеклянные окна, зеркала и позолота, стоили дорого и, несомненно, демонстрировали богатство.

Выражение барокко в искусстве и декоре интегрировало художественный стиль того периода; Художники эпохи барокко, такие как Караваджо, популяризировали использование кьяроскуро в своих картинах.Эта техника была воспроизведена в интерьерах с использованием реального или искусственного освещения, которое могло создавать как прожектор, так и тень. Chiaroscuro также присутствовал в выборе материалов интерьера, таких как мрамор или лепнина в контрастных темных и светлых тонах или в однородном отражающем цвете - алебастровый купол в Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане или лестница во дворце Казерта. Фрески были еще одним способом манипулировать внешним видом пространства, просто создавая иллюзию освещения с изображениями солнечного света и неба; quadratura и sotto в живописи su , типы иллюзионистского trompe l'oeil, были призваны дать ощущение увеличенного пространства и открытости, часто представляемые как райское царство или открытое небо, обычная архитектурная особенность в церквях, таких как Sant'Andrea делла Валле в Риме.

Включение и размещение окон позволило архитекторам интегрировать освещение в контекст спроектированной ими конструкции. Естественный свет может использоваться для создания акцента на определенных частях пространства, таких как ряд одинаковых высоких окон на тамбурном уровне купола, используемых для направления взгляда зрителя вверх «к небу», и многие церкви эпохи барокко, такие как Таким образом назначаются туринские Сан-Лоренцо. Окуляр, фонарь, люнет и другие типы окон также были размещены так, чтобы использовать естественный свет и создавать визуальное «направление», но скрытое или нерегулярное размещение источников света могло также осветить внутренние фокусные точки.Часовня Синдоне в Турине является примером того, как архитекторы в стиле барокко, в данном случае Гуарини, инновационно включили источники света в свои проекты. Купол часовни поддерживается многооконным барабаном, и несколько окон незаметно укрыты в изгибе каждой из арок, которые возвышаются над куполом, увенчанным второстепенным куполом, освещенным маленькими скрытыми окнами.
Иногда окна или двери с окнами могли быть размещены в комнате таким образом, чтобы создать живописный портрет, привлечь вид на замысловатые сады или пейзажи, которые в период барокко были популярны среди богатых.«Французские окна», длинные окна, покрывающие иногда всю высоту стены, могут улучшить обзор и увеличить количество поступающего света - створчатые окна также могут использоваться, но более вероятно, что в Великобритании.

Архитекторы и художники также управляли светом с помощью огня и отражающих поверхностей, используя свечи для создания четкого и впечатляющего освещения. Сверху свисали изысканные люстры из металла, резного дерева и кристаллов. Канделябры и другие типы подсвечников, такие как gueridons и torchiers , были установлены вокруг комнаты.Зеркала можно повесить в рамах или наклеить панелями на стены, как в Gallerie des Glaces в Версале; Girandoles , зеркала со свечными скобами для создания «зеркала» также использовались. Огромные камины с их величественными трубами также добавляли к освещению комнат в ночное время. Декоративные акценты, такие как позолоченная лепнина, украшения из позолоченной бронзы и мебель из или , также добавили ощущение освещенности.

По сути, все методы, с помощью которых свет использовался в период барокко, будь то естественный или искусственный, являются частью наследия методов дизайна интерьера, которые помогли установить методы дизайна в современную эпоху.Манипуляция или свет были одним из элементов величия и драмы, которые определяли эпоху барокко, но его определение должно включать в себя осязаемое проявление противоречивой универсальной чувствительности, присущей 17 и 18 векам: свет против тьмы, реальность в оппозиции иллюзии, величие против аскетизма.

.

Искусство и архитектура барокко | Британника

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство, проектирование и строительство зданий, появившиеся в эпоху истории западного искусства, которая примерно совпадает с 17 веком. Самые ранние проявления, которые произошли в Италии, относятся к последним десятилетиям 16-го века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не произошли до 18-го века.Произведение, которое отличает период барокко, стилистически сложное, даже противоречивое. В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, - это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Baroque ?

Термин Baroque , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике.Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник - это португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины несовершенной формы. В искусствоведении слово Baroque пришло для обозначения чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от правил и пропорций, установленных во время Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда подразумевал странное, преувеличенное и чрезмерно приукрашенное.Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина, Renaissance und Barock (1888), этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Каковы особенности искусства и архитектуры барокко?

Произведение, выделяющее период барокко, стилистически сложное и даже противоречивое. Например, течения натурализма и классицизма сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко.В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, - это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три широких течения оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация.Борясь с распространением протестантской реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Приняла пропагандистскую программу, в которой искусство должно было служить средством стимулирования веры общественности в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного.Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь централизованного государства, явление, которое лучше всего было продемонстрировано в Версале. Третья тенденция заключалась в расширении интеллектуальных горизонтов человека, чему способствовали развитие науки и исследования земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно чему способствовало коперниковское смещение Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира.Пейзажные картины, на которых люди изображены в виде крошечных фигур на обширном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

Какие художники ассоциируются со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицизм и реалистичность. Художница Артемизия Джентилески была признана в 20 веке за свое техническое мастерство и амбициозные исторические картины.Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали проектирование колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи в стиле барокко.Тем временем этот стиль в ограниченных масштабах проник в северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого испанского в основном римско-католического региона был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к стилю.Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре был принят во Франции, а затем и в других странах, в основном в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовалось в декоративном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто называют завершающей фазой барокко, но стиль отличается от своего предшественника интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте.Живопись рококо во Франции, например, началась с изящных, мягко-меланхоличных картин Антуана Ватто, завершилась игривыми и чувственными обнаженными фигурами Франсуа Буше и закончилась свободно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Живопись французского рококо в целом характеризовалась беззаботным, беззаботным подходом к мифологическим темам и темам ухаживания, представлением семьи как предмета, богатой и тонкой манерой письма, относительно легкой тональной тональностью и чувственной окраской.

Происхождение термина

Термин «барокко», вероятно, в конечном итоге произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник - португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины неправильной или несовершенной формы, и это употребление до сих пор сохранилось в названии ювелира барокко жемчуг .

В искусствоведении слово «барокко» стало использоваться для описания чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на стили искусства 17-го века с небольшими изменениями поддерживался критиками, от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда подразумевал странный, гротескный, преувеличенный и чрезмерно украшенный. Только с пионерским исследованием Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888) термин барокко использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее владений как в территориальном, так и в интеллектуальном плане. К последним десятилетиям XVI века изысканный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах.Чтобы противостоять набегам Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Заняла пропагандистскую позицию, в которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общественности в церковь. С этой целью церковь приняла осознанную художественную программу, произведения искусства которой вызывали у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик. Стиль барокко, возникший из этой программы, парадоксальным образом был одновременно чувственным и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и создать впечатление великолепия божественного.Таким образом, церковные потолки в стиле барокко растворялись в живописных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Кессонный потолок в стиле барокко купола церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме по проекту Франческо Борромини, 1638–1641 гг. © LivioAndronico Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий, сопровождающейся одновременной кристаллизацией выдающегося и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству.Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь и величие централизованного государства - явление, лучше всего демонстрируемое в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его стремление к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тур во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления, , см. Rembrandt van Rijn.)

Оплакивание святого Себастьяна , холст, масло Жоржа де Ла Тура, 1645; в Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Берлин. 1,6 × 1,3 м. Предоставлено Государственным музеем Берлина - Preussischer Kulturbesitz

Третья тенденция заключалась в новом интересе к природе и общем расширении интеллектуальных горизонтов человека, вызванном развитием науки и исследованиями земного шара. Это одновременно породило новое ощущение как человеческой незначительности (особенно чему способствовало коперниковское смещение Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира.Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются в виде крошечных фигур в обширном естественном окружении, свидетельствует об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

.

Стилей дизайна интерьера - Барокко (рококо)

Когда вы думаете о роскошном или чрезмерно декоративном домашнем декоре, обычно на ум приходит стиль барокко. Этот стиль был принят королевской семьей Европы в семнадцатом веке и был предпочтительным для дворцов и церквей по всей Европе до середины восемнадцатого века (дворец Людовика XIV в Версале выполнен в стиле барокко). Цветовая палитра в стиле барокко часто бывает богатой, включая темно-красный или зеленый, чтобы подчеркнуть элементы золотого акцента, которые обычно используются для украшения зеркал, предметов искусства и аксессуаров.Интерьеры в стиле барокко очень детализированы, включая замысловатые резные детали из дерева в сочетании с роскошным текстилем, используемым для мебели, стен и оконных покрытий. Эти ткани часто имеют дамасский или цветочный узор. В начале восемнадцатого века рококо эволюционировало из стиля барокко, сохранив роскошные элементы дизайна, но приняв пастельную цветовую палитру и менее серьезно относясь к причудливому искусству.

Элементы оформления:

.

Принципы и элементы дизайна интерьера Pt 1 l Декоратор жилого интерьера l Портленд, Лейк-Освего, Бивертон и Хиллсборо

Как известно Чипу и Джоанне Гейнс, принципы и элементы дизайна интерьера являются важными методами и инструментами для проектирования помещений. Некоторые из величайших дизайнеров интерьеров игнорируют принципы и элементы дизайна интерьера, и их хвалят за то, что они доказывают, что они ошибаются. Однако, если вы не уверены в том, что пойдете на такой риск, лучше всего соблюдать правила, чтобы вы тоже могли создавать потрясающие интерьеры, которые сбивают людей с толку!

В этой статье мы обсудим 8 элементов дизайна: пространство, форму (shape), узор, линию, свет, фактуру, масштаб и цвет.Мы также погрузимся в 5 принципов дизайна: баланс, акцент и фокус, ритм, пропорции, гармония и единство, но мы оставляем это для другой статьи. Вы можете посмотреть это здесь.

Мой подход заключается в использовании примеров дизайнерских работ Джонны Гейнс от HGTV, Fixer Upper, с последующим кратким описанием каждого принципа и элемента дизайна, а также того, как они были реализованы и почему это имело значение!

.

Смотрите также