Хохлома в интерьере


Оформляем традиционный русский интерьер: советы дизайнеров

Жостовские подносы всегда были частью традиционного русского интерьера, отличить их можно по ярким цветочным композициям на темном фоне — черном, зеленом, красном или синем. Они напоминают декоративные панно, поднимают настроение и добавляют помещению жизнерадостности.

Яркие и сочные краски городецкой живописи тоже впишутся в русский интерьер. Чистые и наивные сюжеты, изображающие народные праздники и гулянья, чаепития, конные прогулки, причудливые растения и диковинных животных, — все это можно встретить на панно, подносах, шкатулках, разделочных досках и деревянных сундуках.

Русский стиль в интерьере можно разнообразить и изделиями, декорированными финифтью, представляющей собой эффектные эмалевые миниатюры на посуде и шкатулках. Очень изысканно смотрятся лаковые палехские миниатюры со сказочными сюжетами, старинная вышивка, а также изысканные вологодские кружева, которые используют в виде накидок на мебель, салфеток, скатертей или для украшения подушек.

В интерьер гармонично впишется и старинная мебель — деревянные комоды, буфеты и стулья с резьбой, а также изделия из бересты, деревянные ложки, глиняная посуда и корзины из лозы. Дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, напоминающие ожившую сказку, внесут в такой интерьер нотки волшебства.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

Хохлома - традиционное русское народное ремесло, появившееся в 17 веке в деревнях под Нижним Новгородом. Один из самых известных видов народной русской декоративной росписи, с его помощью создается роскошная, богато украшенная деревянная посуда и мебель.

Изделия хотя и деревянные, но выглядят как позолоченный металл, а их золотая поверхность и орнаменты переливаются мягким металлическим блеском.Мастера Хохломы владеют оригинальной технологией росписи дерева золотом без использования золота.

Традиционно на золотом фоне раскрашивают цветочные орнаменты черного и красного (реже зеленого) цвета. Золотой, черный и красный - такое сочетание можно увидеть в различных произведениях древнерусского декоративно-прикладного искусства, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, закругленные поверхности окрашенной посуды не имеют резких линий и, таким образом, красиво рассеивают свет.

Хохломская роспись получила свое название по торговому поселению Хохлома Нижегородской губернии; расписные деревянные изделия привозили на продажу из близлежащих деревень, правда, в самой Хохломе они никогда не производились.

Ремесло своим происхождением обязано старообрядцам, которые, спасаясь от преследований чиновников, укрылись в местных лесах. Однако следует отметить, что еще до приезда местные жители занимались изготовлением посуды из мягких пород дерева.Среди раскольников были и иконописцы, обучавшие местных мастеров этой технике росписи. Легенда повествует о замечательном иконописце Андрее Лоскуте, который отказался подчиняться религиозным реформам патриарха Никона и поэтому прилетел из столицы и поселился в лесу. Писал в старинном стиле деревянные изделия и иконы. Патриарх узнал об этом и послал солдат схватить вольнодумного монаха. Но Андрей не сдавался; он сжег свою хижину (и может быть сам внутри нее), а до этого доверил сельским жителям сохранить свое ремесло.

Технология хохломской росписи с тех пор практически не изменилась. Процесс состоит из нескольких этапов: сначала заготовки обтачиваются на токарном станке, затем изделие шлифуется в жидком глиняном растворе и смазывается льняным маслом, а на следующем этапе обрабатывается олифой и сушится. Этот шаг повторяется три-четыре раза. Следующий этап - лужение: изделие покрывается алюминиевой металлической пудрой (раньше использовали серебряную пудру, а позже более дешевую оловянную пудру). Затем изделие серебристого цвета готово к росписи масляными красками и закрепляется сушкой в ​​печи.Затем работа покрывается несколькими слоями лака, каждый из которых просушивается отдельно в печи. Именно под воздействием высокой температуры лак превращает серебряный цвет изделия в золотистый.

Хохломские художники наносят живопись свободной кистью, без предварительной разметки. Образность хохломы декоративна и орнаментальна: она наиболее обобщенно передает красоту живой природы. Изображения цветущих кустов и ягод всегда считались в России символами добра, благополучия и счастья.Этот красивый обычай сохраняется и в наши дни мастерами Хохломы, которые украшают привычные предметы домашнего обихода витиеватой росписью. Они используют растительные орнаменты из цветов, трав и ягод. В хохломской росписи существует несколько видов этого орнамента.

Существует два основных типа хохломской росписи: верхняя роспись - красные и черные орнаменты на золотом фоне; и фоновая живопись - золотые орнаменты на цветном фоне. «Верхняя роспись» включает традиционные элементы орнамента «трава» и «лист».«Трава» состоит из травинок и родников, окрашенных в красный или черный на золотистый цвет. «Листовая» картина состоит из овальных листьев и ягод, обычно раскиданных вокруг стебля. «Фоновая» роспись основана на большом золотом рисунке на красном или черном фоне. Сначала обрисовывается контур, затем заполняется фон, а затем поверх фона добавляются небольшие рисунки. Один из видов фоновой росписи называется кудрина (от русского «кудри» - завитки) - это цветущий узор с замысловатыми золотыми завитками, напоминающими локоны.В начале 19 века «верхняя» роспись была более распространена, поскольку «фоновая» роспись более сложна и использовалась в дорогих подарочных изделиях. Особую популярность «фоновая роспись» приобрела во второй половине XIX века, когда было налажено хохломское мебельное производство.

Уникальные произведения хокломского искусства можно увидеть в Хокломском музее, открытом на фабрике Семенова в 1972 году. Среди них огромная хокломская ложка размером 2 метра 67 см и чаша размером полтора метра.Современные хохломские предприятия производят посуду, мебель, сувениры и другие товары.

Подробнее о русских сувенирах ...

КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

,

Русские поделки: Хохломская роспись (ВИДЕО)

Хохломская роспись на деревянных изделиях - это, пожалуй, один из видов нижегородского народного промысла, получивший наибольшее распространение в России и за рубежом.

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в районе Нижнего Новгорода. Есть несколько версий того, как это появилось.

Самая распространенная версия гласит, что он был изобретен в лесном массиве недалеко от города Заволжье как уникальный способ придать деревянной посуде золотистый вид.Между тем, собственно рождение хохломской индустрии приписывают старообрядцам. Многие старообрядцы изготавливали иконы и портретные миниатюры. Они взяли с собой древние иконы и рукописи с яркими головными уборами, привезли с собой шедевры изобразительного искусства, каллиграфию в стиле мазков и необычайно богатые цветочные орнаменты.

В свою очередь, местные мастера совершенствовали токарный станок, передавая из поколения в поколение мастерство изготовления фарфора и искусство трехмерной резьбы. На рубеже XVIII веков Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу.Хохломская утварь унаследовала «классические формы» и скульптурный вид от местных мастеров Поволжья, а визуальная культура и техника «тонкой кисти» - от иконописцев. И последнее, но не менее важное: он открыл секрет изготовления «золотой» посуды без использования золота.

Знаете ли вы?

Хохлома и матрешка имеют одни корни. Раньше все они производились одной ассоциацией. Но в 1928 году хохломская роспись отделилась и стала сосредоточиваться исключительно на посуде и мебели.Матрешки стали достоянием фабрики «Семеновская роспись». Сейчас «Золотая Хохлома» также производит матрешки, но расписывает их в хохломском стиле.

Характер и узнаваемость хохлома - это сочетание красного, черного, желтого и зеленого цветов. Все изделия расписаны вручную и каждая работа уникальна.

Нажмите, чтобы увидеть больше фотографий:

Все права принадлежат Российской газете.

.

Русское народное искусство - Хохлома

он Север Нижегородской губернии - изобильный земля. Сочная зелень пойменных лугов тянется по низкому левому берегу Волги, окаймленному бескрайними густые леса. Деревни и маленькие деревушки прячутся в в лесах или у ручьев. Земли за пределами Волга внесла большой вклад в историю России; это страна множества легенд.Это земля, которая была разорены вторгшимися монгольскими полчищами хана Батыя через него на их завоевание Европы более семи веков обратно. Здесь находится озеро Светлояр, прозрачные воды которого до сих пор сохраняют легендарный город Китеж жители из которых отказались сдаться злой силе и были выкуплено Провидением, поскольку город был скрыт на дно озера.Расцвет народного искусства и фольклора в Заволжье Нижегородской губернии. Никакая другая территория в России не могла сравниться с ним по количеству и своеобразие народных промыслов, возникших к жизни и получили развитие в местных сообществах. Хохломская роспись деревянных изделий, пожалуй, единственная тип нижегородского народного промысла, ставший самым популярным в России и зарубежных странах.

Неизвестные мастера
Бочка / стул. 1880-е годы

Большинство историков искусства датируют происхождение стиля хохломской росписи 17 век. В то время самые северные земли Нижегородской губернии только начинали восстанавливаться после разорения, принесенного монгольскими захватчиками.новый поселенцы переселились в разоренную территорию за Волгой. ремесло изготовления деревянной посуды со своеобразной декоративная роспись, имитирующая позолоту, получила наименование хохломского искусства из одной из деревень, где изначально практиковались в древние времена и стали торговый пост, на который местные мастера привозили свои товары на продажу начиная с 18 века.
Хохломское ремесло стало известно еще в 18 веке. века. Например, географ Евдоким Зябловский написал после поездки в Нижегородскую губернию в 1790-х годах жители Заволжья жаловались о нехватке пашни. Однако он отметил, что они овладел многими навыками обработки дерева.Он написал: «Местные лесные массивы - еще один источник благосостояния общества. Изобилие древесины позволяет некоторым сельским жителям производить токарную различная посуда, чашки, тарелки и другие подобные изделия из дерева », которые затем "покрываются лаком и украшаются золотые орнаменты и яркие цветочные узоры ». географ заключил: «Статьи легкие, твердые, пропорциональные, черный и желтый лак они завариваются из льняного масла очень крепкие и прозрачные ».

А.Кузнецова
Совок в форме курицы. 1930

Это не случайно что мотивы хохломской росписи напоминают пышную травянистые орнаменты, выполненные киноварью в древних рукописях или раскрашенные рамки икон, изображающие сцены из Святые живут с их золотыми завитыми листьями, сплетающимися с алый или черный фон.Хохломский стиль в целом демонстрирует типичное сочетание красного, золотого и черного декоративной росписи этого края в конце 17 века и первая половина 18 века. Три цвета имели глубокая символика украшения священных церковных сосудов и посуду и чаши, используемые в монастырях и женских монастырях, а также в иконном орнаменте.Красный цвет представлял красота, золотой цвет символизировал духовное небесное свет, в то время как черный цвет означал милостивую печаль очищение души человека. Религиозная символика цветов затерялся в хохломском искусстве, но точная и торжественная колоритная схема, присущая праздничному дизайну «позолота». посуда стала традиционно использоваться для украшения всех деревянные хохломские изделия и делали их особо излюбленными покупателями.
Яркое описание Хохломская деревянная утварь была подарена российским двором врач Г. Реман, приехавший на Макарьевскую ярмарку в 1805 г. В живописном хаосе многочисленных ярмарочных киосков и будки на берегу Волги он увидел длинный ряд вагонов и телеги, набитые необычной деревянной утварью. подбодрять восхищались их силой, поскольку легкая сухая древесина на огромных чашках не было трещин, несмотря на сильную жару выжженного солнцем песка, где они стояли.

В. Цветкова Ваза "Изобилие". 2001

Ощущение живой природы, характерное для сельской местности. народные художники пронизывают «травянистые листья» Хохломы. стиль живописи.Некоторые мотивы «травы-листьев» стиль также уходит корнями в фольклор. Сочные травы, алые отблески киновари и изящная кисть мазками изображено стремление к красоте деревенского живописца, его желание показать скромный стебель травы волшебным и фантастическим растение заплетено в изысканные локоны. Они напоминают один из образы в старинных свадебных народных песнях, в которых «похотливый золотой хмель »цветут на тропе, ведущей жених к своей возлюбленной, где «шелковые травы» кланяются им, и цветы моментально распускаются в цветение.В узорах "трава-листья" много перекликается с русскими народными песнями в их ритмах и поэтические темы по мере того, как в них выражаются романтические чувства с точки зрения образов природы.
Ковернинский район г. Нижегородская губерния известна как родина стиля хохломской росписи. В этом есть семьи область, которая хранила в тайне формулы картины торговать и передавать их от одного поколения к другому более трех столетий.Гость в Ковернино Прогулка вдоль реки Узола не перестает любоваться восхитительные виды на поля и леса, простирающиеся до самого горизонта, деревушки, прячущиеся на склонах холмов, неспешно текущие воды реки Узола, и пышные луга и березы рощи по его берегам. В тишине летнего вечера можно услышать, как местные женщины поют старинную народную песню в традиционном стиле «по разным частям».Орнаменты семино сродни проникновенным русским народным песням; местных артистов как группу можно сравнить с ансамблем сольных исполнителей, голоса которых уникальны и легко узнаваемы но объединены сладкой мелодией.

Э.Зайцева "Царевна-Лебедь". Совок
(по сказке А.Пушкин "Сказка о царе Салтане"). 1999

.

Смотрите также