Интерьер раскольникова в романе преступление и наказание


Комната Раскольникова – описание каморки Родиона в романе “Преступление и наказанеи”

Очень интересна роль интерьера в романе “Преступление и наказание”. Комната Раскольникова и других персонажей – это то, что оттеняет, раскрывает положение героя, его жизненную ситуацию – но не внутренний мир.

Квартира – как антитеза

Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе. Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища. Эта тенденция характерна практически для всех персонажей.

Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”. Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку.

Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни. Это делает его положение ещё более унизительным, учитывая то, что герой должен хозяйке крупную сумму за жильё.

Для сравнения: старой отвратительной процентщице автор “выдаёт” просторный уютный, красивый дом с богатой обстановкой, где всё сияет чистотой. Противопоставление души героя и его пристанища яркий художественный приём в творчестве М. Ф. Достоевского.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.

Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

Жизнь, размером в шесть шагов

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему. Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”.

Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни. Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.

В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Самые популярные материалы августа для 10 класса:

12 фактов о преступлении и наказании Федора Достоевского

В романе Федора Достоевского 1866 года бывший студент по имени Раскольников планирует и совершает жестокое убийство, чтобы проверить свою теорию о том, что он необыкновенный человек. Его последующее погружение в чувство вины и душевные потрясения заставило многих рассматривать Преступление и наказание как одно из наиболее глубоких психологических произведений художественной литературы.

1. ДОСТОЕВСКИЙ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВОЕННОЙ КАРЬЕРЫ.

Отец будущего автора, хирург на пенсии с суровым и жестким характером, организовал для своего сына подготовку к карьере военного инженера. Однако Достоевского всегда тянуло к готической и романтической литературе, и он очень хотел попробовать свои силы в качестве писателя. Несмотря на то, что Достоевский окончил Военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге в 1834 году и получил звание младшего лейтенанта, Достоевский подал в отставку, чтобы полностью посвятить себя своему делу.

2. ЕГО РАННЯЯ РАБОТА СЛАВА ЗА ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ.

В 1846 году Достоевский опубликовал свою первую повесть « Бедные люди ». В письмах говорится, что бедный клерк обменивается любовью с такой же бедной девушкой, которая согласилась выйти замуж за никчемного, но богатого жениха, история описывает тяжелое психологическое напряжение бедности. Достоевский подарил копию другу, который показал ее поэту Николаю Некрасову. Оба были потрясены глубиной и эмоциональностью книги, и сразу же привлекли внимание к книге Виссариона Белинского, ведущего литературного критика России.Белинский провозгласил Достоевского следующим великим русским талантом.

3. ДОСТОЕВСКИЙ ОТЛУЧИЛ ВРЕМЯ В ТЮРЬМЕ.

Примерно в то время, когда он написал Бедный народ , Достоевский начал посещать дискуссии с другими молодыми интеллектуалами о социализме, политике и крепостном праве, российской системе, которая держала сельских рабочих под контролем богатых землевладельцев. В 1849 году Достоевский и другие участники дискуссионной группы были арестованы по подозрению в революционной деятельности. Он провел несколько месяцев в убогой тюрьме, а затем был выведен на городскую площадь на расстрел.В последний момент царь принес помилование; вся эта шарада была частью наказания. Этот опыт оказал на него глубокое влияние, подтвердив его глубокие религиозные убеждения и вдохновив на моральные вопросы, поднятые в Преступление и наказание .

4. ИСХОДНО, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ИМЕЕТСЯ СКАЗАТЕЛЬ ПЕРВОГО ЛИЦА.

Достоевский задумал Преступление и наказание как повествование от первого лица и исповедь. В конце концов он переключился на всеведущий голос от третьего лица, который погружает читателя прямо в измученную психику главного героя.

5. ПРОТАГОНИСТ КНИГИ, Раскольников, был не единственным, у кого были проблемы с деньгами.

Его создатель, Достоевский, боролся с постоянной зависимостью от азартных игр, которая часто вынуждала его поспешно писать, чтобы он мог выплатить свои игровые долги. Вскоре после публикации «Преступление и наказание » Достоевский опубликовал полуавтобиографический рассказ « Игрок ».

6. РАСКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗУЕТ ТОПОР - ТРАДИЦИОННОЕ ОРУЖИЕ РУССКОГО КРЕСТЬЯНА.

Более чем за столетие до того, как Патрик Бейтман ушел Американский психопат , Раскольников использовал топор, чтобы убить ростовщика Алену Ивановну, скупую, но беззащитную старуху, и ее несчастную младшую сестру Лизавету Ивановну.Согласно книге Джеймса Биллингтона «Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры », топор представляет собой основополагающий инструмент русской цивилизации - средство, с помощью которого человек покоряет лес, и символ труда. Таким образом, выбор оружия Раскольниковым впоследствии высмеивается преступниками-крестьянами, с которыми он отбывает наказание за убийство в Сибири. Поскольку Раскольников - образованный мыслитель, ему говорят: «Ты джентльмен! Не надо было ходить топором на работу; это совсем не для джентльмена.”

7. РАСКОЛЬНИКОВ РАЗДЕЛЕН ПО ИМЕНИ.

Раскол означает «раскол» или «раскол». Это относится к разногласиям, имевшим место в Русской Православной Церкви в 17 веке. Достоевский был ярым христианином, который старался внедрить в свои произведения православные символы; имя «Раскольников» также является удачным выбором для раздвоения личности, которое может проявить себя как сверхчувствительный интеллектуал или маньяк, размахивающий топором.

8. РАСКОЛЬНИКОВ - ПРОТИВОРЕЧИЕ НРАВСТВЕННЫХ И НЕММОРАЛЬНЫХ ИМПУЛЬСОВ.

Обладая щедростью и героизмом, Ракольников становится жертвой собственной идеологии. Он опьянен представлением о том, что он может совершить определенное убийство с моральной безнаказанностью, потому что финансовые доходы, которые он получает от этого, позволят ему использовать свои высшие таланты на благо человечества - тем самым оправдывая свое жестокое преступление. Тем не менее, на суде по делу об убийстве всплывают подробности о том, как он оказал обширную помощь своему сокурснику, заболевшему туберкулезом. Когда чахоточный студент умер, Раскольников помогал обездоленному отцу молодого человека, а затем, когда он умер, оплатил его похороны.

9. РАСКОЛЬНИКОВ ПОЛУЧИЛ СВЕТОВОЙ ПРИГОВОР.

В начале 19 века телесные наказания (например, порка ветвями деревьев) за серьезные преступления были типичными, но к тому времени, когда Достоевский написал Преступление и наказание , движение к реформе набирало обороты. Ссылка в Сибирь на определенное количество лет, иногда с каторжными работами, стала обычным наказанием за умышленное убийство. Относительно легкий приговор Раскольникову к восьми годам, возможно, был вызван доброжелательными чертами характера, которые проявились на суде.Раскольникову помогают и другие факторы: он признался добровольно, «не воспользовался украденным», и было решено, что он страдал «ненормальным психическим состоянием», когда совершил преступление.

10. ОТЗЫВЫ БЫЛИ СМЕШАННЫМИ.

Преступление и наказание , впервые появившееся в журналах, сразу же привлекло всеобщее внимание. Однако не все были фанатами; среди менее почтительных были политически радикальные студенты, которые, казалось, считали, что роман приписывает им склонность к убийству.Один критик задал следующий риторический вопрос: «Был ли когда-нибудь случай, когда студент совершал убийство с целью ограбления?»

11. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ БЫЛО ПРИНЯТО БОЛЕЕ 25 ФИЛЬМОВ ...

Немой фильм 1923 года Раскольников , снятый немецким режиссером Робертом Виене (который также снял шедевр экспрессионистов Кабинет доктора Калигари ), дебютировал в 1923 году как одна из первых экранизаций романа. За ним последовало еще много фильмов и телесериалов, включая американские, японские, финские, индийские, советские и британские.

12. ... НО НЕ АЛЬФРЕДОМ ХИЧКОКОМ.

Не потому, что Хичкок считал роман ниже его таланта. Как написал Джонатан Коу в The Guardian , кинорежиссер Франсуа Трюффо однажды спросил Хичкока, почему он никогда не сделает киноверсию фильма Преступление и наказание . «В романе Достоевского много, много слов, и все они имеют функцию», - ответил Хичкок. "Чтобы действительно передать это в кинематографических терминах, заменив письменное слово языком камеры, нужно было бы снять 6-10-часовой фильм.Иначе ничего хорошего не будет ".

,

Преступление и наказание Федора Достоевского

Лучше ошибиться по-своему, чем пойти по-другому.

В последнее время я много думал об этом романе. Несмотря на то, что с момента прочтения «Преступление и наказание» прошло три года * - три года, за которые я прочитал выдающуюся литературу, присоединился к Goodreads и написал чуть более 100 рецензий на книги, через которые я прошел, - роман Достоевского все еще жив на троне как мой личный любимый роман .Никакой другой паутины слов, мазков кисти или музыкальной мелодии никогда не существовало.

Лучше пойти не так по-своему, чем пойти по-другому.

В последнее время я много думал об этом романе. Несмотря на то, что с момента прочтения «Преступление и наказание» прошло три года * - три года, за которые я прочитал выдающуюся литературу, присоединился к Goodreads и написал чуть более 100 рецензий на книги, через которые я прошел, - роман Достоевского все еще жив на троне как мой личный любимый роман .Никакая другая паутина слов, мазков кисти или музыкальной мелодии никогда не поражала меня так глубоко и поглощала меня так полно, как эта книга. Коллекция работ автора в целом оставила такой след в моей душе, что я посчитал необходимым навсегда прикрепить его изображение на руке. Прошло более века с момента его первой публикации, но послание Достоевского по-прежнему так же остроумно, как и тогда, когда оно было впервые написано на бумаге. Преступление и наказание - это невероятно увлекательная смесь интриги; философии; политические, социальные, моральные и религиозные комментарии, которые объединяются, чтобы создать шедевр литературы, отражающий глубокую, грубую сердцевину человеческого состояния, когда оно находится в наиболее ужасном и уязвимом состоянии.Изысканный литературный гений романа вызвал во мне сильный эмоциональный резонанс, и время моего чтения было как раз подходящим, чтобы навсегда связать меня с моей любовью к книгам.

Первоначально задуманные как два отдельных романа, один о внутреннем смятении убийцы, а другой - хроника меланхолического разрушения семьи из-за легкомысленного патриарха-алкоголика, Достоевский ловко сплетает воедино множество незабываемых персонажей, играющих в их путанице. сюжетных линий.В моей памяти есть несколько невероятных сцен, которые будут вечно преследовать и радовать меня, например, узкий побег с места преступления, заставивший меня затаить дыхание в тревожном ожидании, мрачно-комичная катастрофа поминального пира или эмоционально заряженный и мрачная встреча Дуни и мерзкого Свидригайлова. Каждый персонаж тщательно уравновешен своей фольгой, каждый персонаж написан с использованием своего уникального стиля речи и языка, и роман, кажется, связывает каждую нить вместе с таким совершенством и заботой, когда он движется вперед, обрушивая разрушения на жизни своих персонажей. чтобы привести их к их собственному личному искуплению или гибели.

Это была книга, которую я не мог отложить, поскольку слова текли с их страниц в глубину моего сердца. Достоевский блестяще привязывает читателя к эмоциональному состоянию своих персонажей и способен создавать плавные переходы между сценами или от мыслей одного персонажа к другому, управляя крыльями эмоции. Чаще всего это чувство вины, а сцена убийства и лихорадочное продолжение написаны настолько искусно, что читатель чувствует, что они должны разделить бремя виновности Раскольникова.Во время чтения этой книги меня охватило сокрушительное чувство вины, которое не было связано с моими собственными действиями. Тем не менее, если бы полицейские столкнулись со мной в любой момент, я бы протянул руки в знак капитуляции, так как я был так обременен виноватым остатком романа. Что еще больше связывало меня с книгой, так это болезнь Раскольникова после его преступления. Может быть, в моей душе укоренился не роман, возможно, это было из-за наступившей в то время холодной осенней погоды, а может, из-за того, что я не выспался и рано вставал, чтобы приступить к 10-12-часовым сменам. на неотапливаемом заводе, где я работал бы в облаке алюминиевой пыли, но вместе с Раскольниковым и его лихорадочными снами я чувствовал жар и недомогание.Не думаю, что я снова почувствовал себя хорошо, пока не дочитал книгу.

Я считаю, что прочитал Преступление и наказание в идеальный момент своей жизни. Я провел лето, просматривая несколько других романов Достоевского и безумно влюбляясь в его произведения. Тогда вся моя жизнь была вырвана с корнем. Когда я начал C&P, я переехал через штат вдали от всех моих друзей, семьи и всего, что я знал и узнавал, чтобы жить в Голландии со своей новорожденной дочкой и работать на фабрике, которая могла бы легко служить современным дневное продолжение «Джунглей» Синклера.Оглядываясь назад, я думаю, что понимаю, почему я так легко впитал чувства Раскольникова. Достоевский показывает, что мы являемся продуктом своего выбора, и именно то, как мы справляемся с нашими последствиями, делает нас теми, кто мы есть. Меня поставили в новую ситуацию из-за того, что я сделал выбор, например, отказался от занятий, чтобы покурить и почитать у реки, и Раскольников столкнулся с чувством вины за свои действия. Это был самый драматический сдвиг в моей жизни, и я не люблю перемены, но здесь я был без знакомого лица и не с кем поговорить. Преступление и наказание был в моей руке каждое утро и ночь, когда я шел между домом и машиной, как друг, держащий меня за руку, чтобы успокоить и поддержать меня в моем истощении. Он ездил на ружье в часы моих поездок, как верный товарищ, и был дружелюбным лицом, в котором я мог укрыться во время перерывов. Когда меня лишили всего, что я знал, появилась литература, которая поддерживала меня в рассудке и давала мне что-то, за что можно было держаться, пока мой мир вокруг меня выходил из-под контроля (моя дочь также была для меня связью здравомыслия, но отцовство все еще было новым и пугающим в это время).Достоевский и его прекрасные слова стали моим другом и моей страстью, и в моем одиночестве (потому что, давайте признаем, я был очень чудаком на этой фабрике, и мне потребовалось время, чтобы найти там свое место) я погрузился в книги, что-то Я очень благодарен и чувствую, что все странности и одиночество существования смываются сиянием, которое я испытываю от борьбы с моими любимыми авторами. Затем я открыл для себя Goodreads, и вы все стали мне невероятно дороги. Не думаю, что я бы выжил в этой темной яме без вас всех, поэтому от всего сердца благодарю вас.

Прошу прощения, что на самом деле это не очень много обзора, я очень взволнован этим обзором, так как он видел этого друга GR - одного из которых я очень ценю и всегда невероятно впечатлен - чтение Преступление и наказание , который вызвал поток воспоминаний о моем времени с книгой, как если бы я был Прустом с его мадленами. Я очень рекомендую этот роман и твердо считаю его своим любимым. Недавно мне пришлось составить список из 5 моих любимых книг, что было сложно сделать, чертовски почти невозможно, но я понял, как просто положить книгу в слот №1.С тех пор я прочитал несколько невероятных книг, «Голод (моя любовь к которому проистекает из сходства с Достоевским, которое я заметил в книге)», «Радуга гравитации» или «На маяк», и это лишь некоторые из них, но ничто еще не оказало столь глубокого воздействия на я как читатель и как человек как эта книга. Это фантастическая книга о человеческом духе, о наших самых глубоких и темных побуждениях, и она показывает, что наше собственное внутреннее сознание может назначить гораздо большее наказание, чем любая правовая система. Теперь мне нужно выспаться и протрезветь.
5/5

* Прошло уже восемь лет с тех пор, как я прочитал этот роман, и я помню его не как книгу, которую когда-то читал, а как момент в моей жизни, который когда-то прожил. Когда я читал C&P, по общему признанию, в самое подходящее время для такого размышления, это было похоже на товарища, который отправился со мной в новое приключение в кажущемся пустом и одиноком пейзаже, на друга, который болтал со мной в течение дня. , книга, которая поделилась со мной моим эмоциональным состоянием к лучшему или к худшему.Мне кажется, что я вошел в эту книгу так же, как она вошла во мне, и я не совсем уверен, что я имею в виду, но я знаю, что имею в виду именно это. Все, что я могу сказать, это то, что восемь лет спустя ни одна книга никогда не значила для меня так много, как эта книга, и я чувствую ее скорее как момент на временной шкале моей жизни, чем как книгу на моей полке.

Я не преклонился перед вами, Я преклонился перед всеми страданиями человечества.

.

Дуня (Авдотья Романовна Раскольникова) в «Преступлении и наказании»

Дуня (Авдотья Романовна Раскольникова)

Дуня сильная и устойчивая, молодая и красивая, умная и образованная. Но поскольку это роман Федора «Все в мире ужасно ущербны» Достоевского, она не идеальна. Дуня довольно плохо разбирается в характерах.

Но она извлекает уроки по ходу романа, потому что это роман Федора «Все должны когда-нибудь учиться» Достоевского.В некотором смысле Дуня - это средство, используемое для продвижения сюжета. Ее отношения с Лужиным и Свидригайловым создают большую часть сюжетных линий романа и способствуют решению Раскольникова убить ростовщика.

Но не волнуйтесь - она ​​же гораздо больше, чем сюжетный прием (ведь это роман Федора «Литературный гений, не умеющий писать двумерные персонажи» Достоевского). Дуня представляет менее удручающий взгляд на Россию и русский народ, чем мы часто видим в этой мрачной книге.Она растет как персонаж менее неоднозначно.

Вместо того, чтобы быть в отношениях, чтобы спасти кого-то (Свидригайлов) или избежать бедности (Лужин), она находит в Разумихине настоящего друга, товарища и мужа ... мужчину, который любит своего брата так же сильно, как и она, и который понимает, через что она прошла.

Aww. Кто сказал, что хорошие парни всегда финишируют последними?

.

Смотрите также