Интерьер татарской избы


Павлины, зеркала, цветы. Каким был татарский дом ХIХ века | ОБЩЕСТВО

Татарской сельской усадьбе посвящено множество исследований, а вот городской – гораздо меньше. Архитектор, профессор кафедры графического моделирования КГАСУ Равиль Айдаров восполнил это пробел, восстанавливая облик и интерьер деревянных домов ХIХ века по воспоминаниям старожилов, изобразительным и литературным произведениям. Многие образцы деревянного зодчества он «взял на карандаш», запечатлев их в художественных произведениях. О том, каким был татарский дом XIX века, он рассказал «АиФ-Казань».

«Кажется, что переехал»

«Старо-Татарская слобода в ХIХ веке - это отдельный мир, - рассказывает Равиль Айдаров. - От остальной Казани она отличалась и архитектурой, и укладом и обликом жителей. Краевед Евгений Белов писал в начале ХIХ века: «В Татарской части города нет ничего русского. Только спустишься с горы, а кажется, что далеко переехал куда-то в другое место. Уже при первом знакомстве с Казанью вы сталкиваетесь с Азией. Шелковые, фантастически изукрашенные яркими узорами шарфы, восточные сафьяновые сапоги, бархатные серебром и позолотой отделанные туфли. В трамваях вы встречаетесь с мусульманскими женщинами. Ярко разрумяненные круглые лица с черными выкрашенными зубами. На голове и плечах наброшен полухалат из ярко зеленой восточной ткани. Все это так странно, так оригинально, особенно когда подумаешь, что стоит только пройти несколько кварталов, чтобы увидеть университет, церкви».

Татарская семья конца XIX века. Фото: Нацмузей РТ.

В то время татарские слободы в Казани существовали за озером Кабан и протокой Булак. Кирпичные дома и мечети располагались лишь на нескольких улицах слободы - на ул. Московской, Тихвинской (Тукая) и Екатерининской (Ахтямова). В основном же строили из сосновых бревен, и так хорошо, что целые кварталов из дерева сохранялись до 80-х годов ХХ века. Однако во время подготовки к 1000-летию Казани  деревянную застройку стирали с лица города целыми кварталами.

Современный вид Старо-Татарской слободы. Фото: АиФ/Мария Зверева

Павлины и экзотические сады

В отличие от русских кварталов, татарские долгое время были застроены довольно хаотично. Выстраивание домов по красной линии сложилось лишь со временем.

Этнограф Н.И. Воробьев так описывал сохранившиеся до 2000-х годов ХХ века усадьбы: «Вдоль узких и кривых улиц тянутся бесконечные заборы, то простые, то богато раскрашенные и украшенные решетками, да амбары и бани. Домов совершенно не видно — они прячутся в глубине дворов за зеленью, выставляя на улицу только свои фронтоны, так, что проезжая по улице, нельзя составить представление о домах».

«Высокие заборы характерны для организации усадеб на Востоке – вспомните улицы Средней Азии с их наглухо закрытыми от посторонних глаз дворами, - отмечает Равиль Айдаров. – Отличия были и в устройстве двора.

Татарская усадьба. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова

В зажиточной татарской усадьбе, в отличие от русской, более свободная планировка, часто встречаются необычные элементы, к примеру, экзотические сады, беседки. Русские же дворы более утилитарные. Профессор Казанского императорского университета Карл Фукс писал, что дом обычно стоял на середине двора, а амбары выстраивались вокруг него».

Столбы забора против дома украшались цветными шарами, а решетки раскрашивались белым, красным, синим, зеленым.

Насколько достоверны яркие цвета, которыми выкрасили воссозданную в Казани Старо- Татарскую слободу? Равиль Айдаров утверждает, что для облика татарских домов характерны яркие цвета, пусть и не настолько, как в стилизациях для туристов.

Дом Исанбаевых. Для туристов дома сделали более яркими. Фото: АиФ/ Анна Главатских «А еще многое зависит  не от национальности, а от региона,  - считает архитектор. - Если на территории Татарстана отделка русского дома относительно аскетична, то в Нижнем Новгороде дома по щедрости форм и декора напоминают теремки. Да и дома русской профессуры Казанского университета на Тельмана были богато отделанными – сложные фасады, кровли, эркеры».

Обычно сруб обшивался накладными дощечками, подобранными в определенном порядке, к примеру, «в елочку»). Появлялись горизонтальные нашивные пояски, наличники в виде полочек на кронштейнах. Характерна техника накладного декора в виде ромбов, квадратов, кругов, птиц, растительного орнамента, которые раскрашивались масляными красками в разные цвета. Был распространен декор наличников «сияние». К началу ХХ века декор становится сдержаннее, но заглубленные фронтонные ниши и оформление их балясинами встречаются в нынешних татарских усадьбах.

Дом городской, убранство сельское

В течение всего ХIХ века жилая застройка непрерывно уплотнялась – участки нещадно резали.

В татарских слободах преобладающим типом была усадьба, соединяющая и жилую, и торговую функции. Устройство дома жители «привозили» из села. Первый этаж – черная изба с кладовыми кухней, жилыми комнатами для прислуги. Второй этаж – хозяйский. Мужская и женская половины разделены и включают обычно 2-4 комнаты. В небогатых семьях женщины довольствовались пространством за печкой. А вот на чердаке часто устраивали летнее жилье для молодых девушек.

Интерьер татарского городского дома середины XIX века. Реконструкция Р. Айдарова. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова.

Сыновья строили дома рядом с отцовским, и многие обеспеченные семьи сооружали переход из одного дома в другой по застекленной галерее в затейливыми ажурными окнами.

Балконы и террасы, выходящие на улицу, были не характерны для татарского дома из-за того же стремления к приватности. Вместо них в саду ставили беседки для чая.

Внутренний двор татарской усадьбы. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова.

Главный – граммофон

В интерьере до начала ХIХ века сохранялись национальные устои и традиции, рассказывает Равиль Айдаров. Татарские дома отличались большим количеством мягких изделий.  На стенах – полотенца, нарядная одежда. На полу - множество ковриков ручной работы, их расстилали и на саке (это то, что мы сейчас называем подиумом). Самая распространенная мебель в жилой комнате – кованые сундуки. Чайные столики с самоваром и фарфоровой посудой были совсем низенькие - высотой 35 см.

Реконструкция интерьера татарского городского дома XIX века. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова. Европеизация сначала затронула дома самых обеспеченных казанцев, а потом уже мещан, и началась она с мужской половины дома. Со стен исчезли полотенца, мягкие драпировки, а на замену им пришли штукатурка, доска и цветные бумажные обои. В жилых комнатах поселились изразцовые голландские печи. Саке уступили место диванам и тахтам, а сундуки отправились в кладовки. Пол выкладывается паркетом и устилается персидскими коврами. По стенам ставятся шкафчики с фарфоровой посудой и чайные столики с китайским сервизом и самоваром. Украшением же интерьера был граммофон.

В татарских домах было больше растений, зеркал, клеток с птицами. В цветовом решении также отображался восточный колорит: пестрые скатерти на столах, яркие ковры, занавеси и другое.

Татарская усадьба Фото: Из личного архива

«В Европе, например, Финляндии снова возвращаются к дереву, много строят из него, а также реставрируют старое. К сожалению, в Татарстане нет политической воли на сохранение деревянного зодчества, - сетует Айдаров, работавший главным архитектором Вахитовского района Казани в 1973- 1986 годах. – В 70-е годы выделяли средства на целые улицы – восстанавливались и дворы, и заборы. Сейчас же речь идет лишь об отдельных домах. Уже и мастеров, восстанавливающих по старым технологиям, почти не осталось. А ведь дерево может быть почти вечным, если с ним правильно работать. Сам видел: снимают обшивку векового дома, а под ним бревна в великолепном состоянии, даже звенят. Хорошо бы мы научились это ценить».

Основная часть деревянной мебели изготавливалась в Казани и селах, где повсеместно бытовали ремесленные мастерские. Изготовление железных и медных кумганов (кувшинов) занимались татары деревень Лаишевского уезда. Кувшины отправляли и на экспорт.

История, культура, религия

История

Волжская Булгария была первым государством, образованным в регионе. Он был создан тюркскими племенами на рубеже IX-X веков. В 922 году ислам стал официальной религией. В 1236 г. Болгария была присоединена к Империи Чингисхана, после чего она стала частью Золотой Орды, и в результате ее распада в 1438 г. возникло новое государство - Казанское ханство, которое в 1552 г. вошло в состав России.

В 1920 году была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Декларация о государственном суверенитете республики принята 30 августа 1990 года. В 1994 году Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении субъектов юрисдикции и взаимном делегировании полномочий между государственными органами Российской Федерации и подписаны государственные органы Республики Татарстан. За ним последовал Договор о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Республики Татарстан в 2007 году.

Культура

В республике проживают люди с различными историческими и культурными традициями. Сочетание как минимум трех типов культурного взаимодействия (тюркского, русско-славянского и финно-угорского) определяет самобытность этого ареала, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратинского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая.Прославили татарскую культуру такие классики татарской поэзии, как Габдулла Тукай, герой и поэт Муса Джалил, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Софья Губайдулина и многие другие.

Религия

Традиционными религиями Республики Татарстан являются ислам и православие. Татары и башкиры (то есть почти половина населения республики) исповедуют ислам. Остальные, в том числе русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордовцы - православные христиане.Католицизм, протестантизм, иудаизм и другие конфессии также представлены в Татарстане.

Соблюдение баланса интересов двух основных религий и равенство всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.

.

татарский | люди | Britannica

Татар , также пишется Татар , любой представитель нескольких тюркоязычных народов, которые в совокупности насчитывали более 5 миллионов в конце 20 века и жили в основном на западе центральной России вдоль центрального течения реки Волги и его приток Кама, а оттуда на восток до Уральских гор. Татары также проживают в Казахстане и, в меньшей степени, в Западной Сибири.

Подробнее по этой теме

Россия: татарское правление

После непродолжительной попытки возродить древние центры Булгара и Крыма, Джусиды (семья Джочи, сына Чингисхана, унаследовавшего...

Название татар впервые появилось среди кочевых племен, живших на северо-востоке Монголии и в районе озера Байкал с V века нашей эры. В отличие от монголов эти народы говорили на тюркском языке и, возможно, были родственниками половцев или кипчаков. После того, как различные группы этих тюркских кочевников стали частью армий монгольского завоевателя Чингисхана в начале 13 века, произошло слияние монгольских и тюркских элементов, и монгольские захватчики России и Венгрии стали известны европейцам как татары (или Татары).

После распада империи Чингисхана татары стали отождествлять себя с западной частью монгольского владения, которая включала большую часть Европейской России и называлась Золотой Ордой. Эти татары были обращены в ислам суннитов в 14 веке. В результате внутренних разделений и различного внешнего давления Золотая Орда распалась в конце XIV века на независимые татарские ханства Казань и Астрахань на Волге, Сибирь в Западной Сибири и Крым.Россия завоевала первые три из этих ханств в XVI веке, но Крымское ханство стало вассальным государством турок-османов, пока не было присоединено к России Екатериной Великой в ​​1783 году.

В своих ханствах у татар сложилась сложная социальная организация , а их знать сохранила свое гражданское и военное руководство до русских времен; отдельные классы простолюдинов были купцами и земледельцами. Во главе правительства стоял хан передового татарского государства (Казанского ханства), часть семьи которого присоединилась к русской знати по прямому сговору в XVI веке.Это расслоение в татарском обществе продолжалось до революции 1917 года в России.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

В 9-15 веках татарская экономика стала основана на смешанном земледелии и скотоводстве, которое продолжается до сих пор. У татар также сложились традиции изготовления изделий из дерева, керамики, кожи, ткани и металла, и они издавна были хорошо известны как торговцы. В течение 18 и 19 веков они заработали привилегированное положение в расширяющейся Российской империи в качестве коммерческих и политических агентов, учителей и администраторов недавно завоеванных территорий Центральной Азии.

Более 1,5 миллиона казанских татар по-прежнему проживают в Приволжском и Уральском регионах, и они составляют около половины населения Республики Татарстан. Теперь они известны как волжские татары и являются самой богатой и наиболее развитой в промышленном отношении группой татар. Еще почти миллион татар проживает в Казахстане и Средней Азии, в то время как сибирские татары, которых насчитывается всего около 100 000 человек, живут разбросанными по Западной Сибири.

У крымских татар в Новое время была своя история.Они составили основу Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, созданной Советским правительством в 1921 году. Эта республика была распущена в 1945 году, однако после того, как советский лидер Иосиф Сталин обвинил примерно 200000 крымских татар в сотрудничестве с немцами во время Вторая Мировая Война. В результате крымские татары были массово депортированы в Узбекистан и Казахстан, где использование татарского языка было запрещено. Они восстановили свои гражданские права в 1956 году в рамках программы десталинизации Никиты Хрущева, но им не разрешили вернуться в Крым, который был включен в состав украинского С.S.R. в 1954 году. Лишь в начале 1990-х многие крымские татары, воспользовавшись распадом советской центральной власти, начали возвращаться в Крым после почти пяти десятилетий внутренней ссылки. В начале 21 века их насчитывалось около 250 000 человек.

.

482 фотографии татарской деревни - бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime

День татарского села Новые Юрты. Люди сидят в палатке за традиционным низким столиком. Аромашево, Россия, 6 июля 2019 года. День сибирско-татарской деревни

г.

ТАТАРСТАН, РОССИЯ - 12 июля 2015: Татарская деревня в городе Казань, Татарстан, Россия. Татарская деревня в городе Казань, Татарстан, Россия

Мусульманская мечеть-святыня, белая мечеть с минаретами в татарском селе Россия.Красивая исламская мечеть. Храм мусульманской мечети, белая мечеть с

Татарская деревня в городе Казани. ТАТАРСТАН, РОССИЯ - 12 июля 2015: Татарская деревня в городе Казань, Татарстан, Россия

Солнечный весенний пейзаж Татарская деревня Россия. Разноцветные загородные дома под ярким облачным небом в лучах солнца. Солнечный весенний пейзаж Татарская деревня Россия

Здание мечети зимним днем.Мечеть в татарском селе. Мечеть в татарском селе. Здание мечети зимним днем ​​

Две женщины в национальных татарских одеждах разливают суп по тарелкам для гостей праздника. День сибирского села Новые Юрты. Аромашево, Россия, 6 июля 2019 г.

Подростки в традиционной татарской одежде поют на сцене на фоне стенда с историческими фотографиями.База отдыха. Аромашево, Россия, 6 июля

г.

ТАТАРСТАН, РОССИЯ - 12 июля 2015: Татарская деревня в городе Казань, Татарстан, Россия. Татарская деревня в городе Казань, Татарстан, Россия

Казань, Россия - 14 июля 2013 г .: неизвестные дети с козами в татарской деревне. Телефото

Татарская деревня, старая постройка, изба, трава, зеленая ,, с, ест, ест, растет, бегает, конный спорт, татарская деревня,.Лошади едят зеленую свежую траву сорта

Татарская деревня, старинная постройка, изба, сруб. Старый дом в селе Татарское, национальная принадлежность, Красота сельское хозяйство

.

1632 старых татарских фотографии - бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime

Минарет - старинная татарская мечеть в Казани. Ислам в России.

Мечеть Марджани в Старом Татарском квартале. Казань, Республика Татарстан, Россия. Мечеть Марджани, построенная в 1766-1770 годах в Старом Татарском квартале. Г. Казань, Республика

Старые средневековые турецкие и татарские монеты.XVI в

Исторический центр. Бывший старотатарский район Татарская слобода. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация. КАЗАНЬ, РОССИЯ - 22 августа 2019 года. Исторический

Мечеть Марджани 18 века в Старом Татарском квартале. Казань, Республика Татарстан, Россия. КАЗАНЬ, Россия - 22 августа 2019 года. Старый татарский квартал в историческом

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия.Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Старотатарский квартал в историческом центре. Вид на старинные дома на улице Каюма Насыри. Казань, Республика Татарстан, с. КАЗАНЬ, РОССИЯ - 22 августа 2019 г.,

Старые средневековые турецкие и татарские монеты. XVI в

Вид на Старотатарский квартал Казани ночью.Отражение огней в воде

Апанаевская мечеть в старинном татарском поселении Казани, Республика Татарстан. Россия

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия. Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия. Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия.Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия. Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия. Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия.Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Интерьер старинного деревенского сарая - историческая реконструкция татарской деревни. Широкоугольный

Старинная татарская мечеть в Казани. Ислам в России.

Мечеть Марджани - памятник архитектуры в старотатарском поселении города Казани, Республика Татарстан.Россия

Зангарская мечеть в старотатарском поселении Казани. Зангарская мечеть в старотатарском поселении Казани, Россия

Старинное татарское поселение - исторический памятник в центре Казани. Старотатарское поселение - историческая достопримечательность в центре Казани, Россия

Вид на красочный старинный татарский дом на старинной татарской слободе пасмурным зимним вечером.КАЗАНЬ, Россия - 3 января 2020 года: вид на красочный старый татарский дом на

Зангарская мечеть, Голубая мечеть, в старотатарском поселении Казани. Зангарская мечеть, Голубая мечеть, в старотатарском поселении Казани, Россия

Старинная татарская мечеть в Казани. Туризм и путешествия, осмотр исторических достопримечательностей. Исламская культура и архитектура.

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия.Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Султанова мечеть каменная мечеть в старотатарском поселении Казани, памятник татарского культового зодчества. Султанова мечеть каменная мечеть в старотатарском

Красочный старый татарский дом в Казани, Россия. Вид на красочный старый татарский дом на старом татарском поселении в Казани, Россия

Россия, Казань июнь 2019.Старая татарская мечеть в Казани. Ислам в России.

Зангарская мечеть, Голубая мечеть, в старотатарском поселении Казани, памятник татарского храмового зодчества. Зангарская мечеть, Голубая мечеть, в старотатарском

Мечеть Марджани старотатарское поселение Казани. Вид на мечеть Марджани старинного татарского поселения Казани

Орнаментальные ворота в старинном доме с татарским орнаментом.Орнаментальные ворота в старинном доме с традиционными орнаментами в татарском восточном стиле, Крым

Мечеть Аль-Марджани на улице Каюм Насыри в Старотатарской слободе в солнечный майский день. Казань, Татарстан. КАЗАНЬ, Россия - 02 мая 2016: Мечеть Аль-Марджани на

Старинный дом с традиционным орнаментом в татарском восточном стиле. Крым

Старинный дом с традиционным орнаментом в татарском восточном стиле, Крым.Пейзаж со старинным домом с традиционными орнаментами в татарском восточном стиле, Крым

Старик в традиционной татарской шляпе - тубитейка - вид сзади. Вертикальный выстрел

.

Смотрите также