Интерьер успенский собор московского кремля


Интерьер Успенского собора Московского кремля

Интерьер Успенского собора Московского кремля уникален для русского зодчества, любой человек, имеющий хоть какое-то представление о русской средневековой архитектуре, войдя в Успенский собор, обратит внимание на величину пространства и обилие света, столь не характерные для памятников древнерусского зодчества. Несомненно, влияние западноевропейских, ренессансных черт нашло свое отражение в интерьерах собора еще в большей степени, нежели снаружи.

Перекрытия храма представляют собой систему арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне одновременно на столпы и на внутренние вертикальные выступы стен —лопатки. Всего столпов шесть, расставлены они очень широко и только два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную для русской культовой архитектуры крестчатую форму. Четыре столпа, находящихся в основном объеме храма, являются круглыми. Опора сводов не только на столпы, но и на стены обусловила главную типологическую особенность Успенского собора: он не является крестово-купольным сооружением. Искусствоведы определяют его тип как зальный храм.

Внимание посетителя привлекает могучий, уходящий под своды пятиярусный иконостас, высота которого более шестнадцати метров. Он был создан в 1653—1654 годах по заказу Патриарха Никона видными русскими иконописцами того времени, собранными из разных городов страны. В 69 иконах этого живописного ансамбля представлены основные события и персонажи библейской истории.

В целую картину мира складываются и фрески Успенского собора. Как и иконостас, они датируются серединой XVII века и в основном повторяют сюжеты и композицию предыдущей стенописи, которая украсила стены главного храма страны в 1515 году. Огромный фресковый ансамбль был создан всего за два сезона: в 1642 году проводились подготовительные работы, а на следующий год собор уже расписали.

Сто пятьдесят мастеров-живописцев изобразили две с половиной сотни сюжетов и более двух тысяч отдельных фигур. На алтарной преграде чудесным образом сохранилось несколько участков первоначальной фресковой живописи, относящейся к рубежу XV—XVI веков: это полуфигурные изображения святых. Возможно, некоторые из этих фресок выполнил прославленный иконник Дионисий.

Музеи Московского Кремля: Успенский собор

Могилы митрополитов и патриархов (срок полномочий):
1. Митрополит Петр (1305-1326)
2. Митрополит Феогност (1328-1353)
3. Митрополит Киприан (1378-1406)
4. Митрополит Фотий (1409-1431)
5. Митрополит Иона (1439-1461)
6. Митрополит Геронтий (1473-1489)
7. Митрополит Симон (1496-1511)
8. Митрополит Макарий (1542-1563)
9.Митрополит Филипп I (1464-1473) или Афанасий (1564-1566)
10. Митрополит Филипп II (1566-1568)
11. Патриарх Иов (1586-1586 как митрополит; 1589-1607 как патриарх)
12. Патриарх Гермоген (1606-1612)
13. Патриарх Филарет (1619-1633)
14. Патриарх Иоасаф I (1634-1642)
15. Патриарх Иосиф (1642-1652)
16. Патриарх Иоасаф II (1667-1672)
17 Патриарх Питирим (1672–1673)
18. Патриарх Иоаким (1674–1690)
19. Патриарх Адриан (1690–1700)

Достопримечательности собора:
20.Киборий для святых реликвий
21. Царицын молельный
22. Патриарший молельный
23. Царский молебен (престол Мономаха)

Элементы конструкции:
24. Алтари
25. Иконостас

А - Западный портал. Вход
Б - Северный портал
В - Южный портал
Г - Петропавловский придел
Д - Протез
Е - Высота
Ж - Высокий престол
З - Диаконикон
И - Деметриевский придел
К - Лестница придела Пресвятой Богородицы

.

Музеи Московского Кремля: Успенский собор

В 1479 году на месте старого полуразрушенного здания был заложен фундамент нового собора. Во второй половине XII - XIII веков здесь находился московский религиозный центр с кладбищем и, вероятно, деревянной церковью. Первое каменное здание Успенского собора было построено в 14 веке, когда Москва стала центром самостоятельного княжества, а Кремль превратился в резиденцию великих князей Ивана Калиты и митрополита Петра.

Заложение кафедрального собора произошло 4 августа 1326 года. Освящение произошло накануне престольного праздника - 14 августа 1327 года. Архитектурный облик нового храма и его размеры приближались к владимиро-суздальским постройкам храма начало 13 века. Успенский собор имеет сходство с Георгиевским собором в Юрьев-Польском (1230–1234 гг.), Который, видимо, был выбран в качестве примера. Небольшой однокупольный и трехапсидный Успенский собор изначально имел три притвора.Позднее к алтарному помещению с севера и юга пристроили приделы.

Дмитриевский придел, посвященный святителю Димитрию Салоникскому, вероятно, изначально находился в южной алтарной апсиде Успенского собора. 13 августа 1329 года грек Феогност - наследник престола митрополита Петра - в память о своем престоле у ​​северной стены алтаря основал Петроверигский придел (во имя Почитания драгоценных цепей апостола Петра). предшественник.Позже он был переименован в Петропавловский придел в честь Святых Петра и Павла. В 1459 году митрополит Иона основал часовню на юго-восточной стороне, посвященную Похвале Пресвятой Богородицы, в честь победы молодого князя Ивана III над татарским ханом Сайидом Ахмадом.

Такой облик Успенский собор сохранялся до начала 1470-х годов. Спустя полтора века здание обветшало, в основном из-за пожаров, неоднократно сжигавших Москву.Но не только обветшалость здания потребовала его радикальной перестройки. Собор уже не соответствовал новым требованиям, предъявляемым к соборной церкви Москвы, которая теперь была столицей не отдельного княжества, а единого Российского государства.

Торжественное закладка нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III состоялась 13 апреля 1472 года. Владимирский Успенский собор был выбран образцом для московского храма.Это не только самое торжественное сооружение домонгольской архитектуры, но и символ былой великой державы великих князей, а также живой образ последовательной связи новой столицы с «первой столицей» Владимиром. Мастерам Кривцову и Мышкину было поручено построить Московский храм. Сначала они тщательно обмерили собор во Владимире и только потом заложили новый фундамент.

Однако Кривцову и Мышкину довести строительство до конца не суждено.20 мая 1474 года почти построенный собор внезапно рухнул. Псковские архитекторы, приглашенные Иваном III, объяснили этот провал несовершенством конструкции и недостаточной концентрацией известкового раствора. Хроники также упоминают редкое явление - землетрясение, произошедшее в тот день, - как одну из причин катастрофы.

Отсутствие у местных архитекторов опыта строительства таких грандиозных построек заставило Ивана III искать умелых мастеров в Пскове, а после их отказа - в Италии, известной на всю Европу своими архитекторами.В Италию было отправлено специальное посольство во главе с Симоном Толбузиным. 25 марта 1475 года он привез с собой архитектора из Венеции. Его звали Аристотель.

.

Музеи Московского Кремля: - Архитектурный ансамбль Московского Кремля

Московский Кремль - один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей в мире. Он стоит в центре города, на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки. Он напоминает неправильный треугольник. Высота стен, узкие бойницы, места для стоянки во время боя и расстояния между башнями - все это говорит нам о том, что Кремль - это прежде всего крепость.Но как только вы входите в Кремль, ощущение меняется. На территории 27,5 га расположены широкие площади и прекрасные сады, величественные дворцы и множество церквей. Весь город в городе, который формировался на протяжении многих веков, сегодня хранит памятники русского зодчества XIV - XX веков. Соборы, церкви, административные здания образуют ансамбль Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.Старая и новая площади образуют архитектурный ансамбль, но каждая составляющая имеет свою историю и уникальный архитектурный облик.

Прием

Посетите Соборную площадь в рамках экскурсии

.

Успенский собор

ВРЕМЯ РАБОТЫ

10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00

ТЕЛЕФОН

Строгий, монументальный силуэт Златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля - ​​древней цитадели Москвы.
Собор возведен в 1479 году по указу великого князя Московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение Московского соборного храма Успению Пресвятой Богородицы - главному празднику Богородицы, отмечаемому в старинном стиле 15 августа. Имеет древнюю традицию из-за особого почитания Богородицы на Руси.
На протяжении шести веков церковь была государственным и религиозным центром России: здесь снабжали великих князей, короновали королевство, короновали императоров.В Успенском соборе воздвигали епископов, митрополитов и патриархов, читали государственные акты, совершали молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV - XVII веках Успенский собор был местом захоронения глав русской церкви - митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных мощах покоятся останки московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Превосходное положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и правителей к устройству и убранству храма.Для росписи стен собора и росписи икон были привлечены выдающиеся мастера столичных художников и художников со всей России. Так постепенно в нем формировалась богатая и поистине уникальная коллекция памятников русского средневекового искусства, бережно сохраняемая и приумноженная на протяжении веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались сохранить его интерьер. Благодаря постоянной реставрации почти все иконы и картины были обнаружены по более поздним записям.Богослужение в соборе возобновилось с 1990 года.

.

Смотрите также