Интерьеры михайловский замок


ИНТЕРЬЕРЫ

Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.

Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.


Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Россия

Михайловский замок (также известный как Инженерный), расположенный в видном месте на набережной реки Фонтанки между Летним садом и Михайловским садом, является одним из самых ярких и необычных зданий Санкт-Петербурга, отражающим очарование императора Павла I. со средневековым рыцарством, мистикой и всем военным.

  • Главный фасад Михайловского (Инженерного) замка

  • Вид с воздуха на Михайловский (Инженерный) замок

  • Зимний вид на Михайловский (Инженерный) замок

  • Фриз на фронтоне Михайловского (Инженерного) замка

Пол начал строить свой дом Св.Петербургская резиденция за несколько лет до своего восшествия на престол, а первоначальные планы постройки составлял сам. Одержимый средневековым милитаризмом и постоянно боявшийся покушения, он предпочел не жить в Зимнем дворце и решил создать дворец, более соответствующий его конкретным вкусам. Через год после его коронации начались работы по возведению здания (1797–1801) под руководством архитекторов Винченцо Бренна и Василия Баженова. Квадратное здание с восьмиугольным внутренним двором Михайловский замок примечателен тем, что каждый из его четырех фасадов выполнен в разном архитектурном стиле - включая готику и ренессанс - в рамках доминирующего неоклассицизма в здании.

Вокруг замка прорыли два новых канала, соединяющих реки Мойку и Фонтанку и делающих здание доступным только по разводному мосту. Перед южным фасадом Павел приказал установить конный памятник Петру Великому, спроектированный Бартоломео Растрелли и датируемый 1747 годом.

Павел прожил в своем доме всего 40 дней, прежде чем он был убит в своей спальне 12 марта 1801 года. Его сын, император Александр I, немедленно перевез императорскую семью обратно в Зимний дворец, и в 1819 году заброшенный дворец стал домом для семьи. Главное инженерное училище Российской армии, самым известным учеником которого, вероятно, был Федор Достоевский, который там учился в 1838-1843 годах.В 1994 году здание было передано Государственному Русскому музею, и сейчас здесь хранится коллекция портретов музея. В летние месяцы во внутреннем дворе дворца иногда проходят концерты классической музыки.

Адрес: , Садовая улица, 2
Метро: Невский проспект / Гостиный двор

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

,

История

Михайловский замок - великий памятник архитектуры и вершина в истории петербургской архитектуры XVIII века. Возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (архитектор Растрелли, 1740-е гг.), Который был разобран по приказу императора Павла I после смерти его матери - Екатерины II. Первоначальная идея замка принадлежала самому Павлу, и первые эскизы были выполнены им. Строительство его будущей резиденции началось в 1784 году.Во время строительства, которое длилось почти 12 лет, великий князь сослался на различные архитектурные памятники, которые он видел во время заграничной поездки в 1781-1782 гг. Над проектом на разных этапах работали несколько архитекторов - Х.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В.И. Баженов. Одним из потенциальных мест для нового дворца была Гатчина.

Осуществить задуманное сыну Екатерины II удалось лишь после вступления на престол в ноябре 1796 года. Торжественная церемония закладки фундамента замка состоялась 28 февраля 1797 года.Строительством руководил архитектор Бренна, который внес изменения в первоначальный проект и спроектировал интерьеры. 8 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был освящен, однако работы над его интерьерами продолжались до марта 1801 года.

Самобытный дизайн здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические особенности, выделяет его в истории русского классицизма. Однако именно Михайловский замок считается самым значительным символом эпохи Павла, ярко отражающим художественный вкус и своеобразную личность его владельца и главного создателя - императора Павла I.Огромные размеры «дворца святого Михаила» ​​(так этот замок упоминается в документах XVIII века) доминировали над островом, омываемым водами Мойки и Фонтанки с северной и восточной сторон. С западной и южной сторон было два специально вырытых канала - Воскресенский канал и Церковный канал. Система укреплений замка, окружавшая дворец и площадь Коннетабля перед ним, включала каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки.В центре площади был установлен памятник Петру I, спроектированный в 1745-1747 годах по образцу Б. Растрелли сделал еще при жизни выдающегося прадеда Павла I.

Михайловский замок был резиденцией императора всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового переворота. Вскоре все ценности были вывезены из замка, а парадные помещения использовались различными административными учреждениями, некоторые даже были превращены в квартиры.

В начале 1820-х годов здание было передано Центральному инженерному колледжу. В феврале 1823 года он был назван Инженерным замком. После смерти покровителя училища Императора Николая I заведение стало называться Николаевская академия и Инженерное училище. Преподавателями или выпускниками этой академии были многие выдающиеся россияне, в том числе писатели Ф.М. Достоевский и Д. Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н. Яблочков, композитор Т.А. Куй, герой Севастопольской войны Э.И. Тотлебен и многие другие.

В течение двух столетий, поскольку в здании размещались военные и академические учреждения (а позже и различные советские учреждения), планировка ансамбля неоднократно менялась, строились перестраиваемые конструкции и переделывались интерьеры.

В 1991 году Михайловский замок вошел в состав Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные по ул. Инженерная

В Восточном павильоне (ул. Инженерная, 10).) размещен отдел Государственного Русского музея «Русский центр музейной педагогики и детского творчества».

В Западном павильоне (ул. Инженерная, 8) открылся Мультимедийный центр Государственного Русского музея с выставкой «Наш романтический император». Также здесь расположены отдел «Русский музей: виртуальный филиал» и on-line лекционный зал.

Архитектура и интерьер

Дизайн дворца сосредоточен вокруг квадрата со скругленными углами, внутри которого находится прямоугольник парадного двора.У каждого фасада есть свое «лицо», что делает здание особенно живописным и позволяет открывать разные виды с разных сторон. Несмотря на это, дворец производит целостное впечатление за счет общих гранитных цоколей, карниза и единых декоративных элементов.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным элементом его дизайна являются два мраморных обелиска, украшенных военной символикой и позолоченными монограммами Павла I. В тимпане фронтона находится барельеф «История, записывающая славу России в своих записях», созданный по проекту Братья Стаги.На карнизе над фронтоном есть надпись, которая является вариацией последних строк Псалма 92 в Библии: «Дом ваш будет процветать во дворах Бога нашего».

Совершенно иное оформление имеет северный фасад, обращенный к Летнему саду. Скульптурное оформление, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы фасада с видом на сад, связанные с природой.

Восточный фасад, выходящий на Фонтанку, имеет полукруглый выступ в стене, увенчанный ступенчатой ​​башней с флагштоком, на котором развевается императорское знамя, означающее присутствие Павла I.Его скромный дизайн соответствует фасадам «частных» домов на противоположном берегу Фонтанки.

В дизайне западного (церковного) фасада особенно ярко проявился талант архитектора Бренны к обильному и эффектному декору, который привлек Павла. Прямые линии церкви прерываются большим выступом в центре стены, а скульптурное убранство свидетельствует о религиозной роли этого сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «воплощением роскоши и вкуса».Среди дизайнеров были художники-монументы П., К. и Дж. Скотти, А. Виги, Дж. Меттенлейтер, скульпторы К. Альбани, И. Прокофьев, П. Соколов, художники И.А. Акимов, А. Иванов и другие. Как и многие другие дворцы аристократии того времени, замок служил как главной резиденцией королевской семьи, так и картинной галереей, в которой размещались коллекции античного, западноевропейского и русского искусства. Комплекс парадных залов, включающий Антикварный зал, Галерею Рафаэля, Галерею Лаокоона и Галерею Арабеск, располагался по периметру внутреннего двора и вмещал произведения искусства мирового уровня из коллекции Павла I.Многие элементы интерьера были созданы по эскизам Винченцо Бренна и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 - 12.03.1801), сын Петра III Федоровича (внук Петра I, урожденный Карл-Петер-Ульрих Гольштейн-Готторп) и Екатерины II Алексеевны (урожденной княжны Ангальт-Цербстской) , В 1761 году он был объявлен наследником престола, с 1762 года - герцогом Гольштейн-Готторпским. Вступив на престол, в 1762 году Екатерина II произвела Павла Петровича в чин генерал-адмирала и полковника Кирасирского полка его имени.В 1773 году по поручению сына по Царскосельскому договору Екатерина обменяла Шлезвиг и Гольштейн на Ольденбург (первоначально принадлежавший Дании). В том же году Павел подтвердил передачу этого региона (вместе с титулом герцога Ольденбургского) своему родственнику, епископу Любекскому Фридриху-Августу, который представлял младшую линию семьи Гольштейн. В то же время Павел сохранил титул герцога и право на трон Ольденбургского для сохранения родословной.

29 сентября 1773 года Павел женился на великой княгине Наталье Алексеевне 14.06.1755 - 15.04.1776), урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, умершая при родах. Ребенок тоже был мертворожденным.

26 сентября 1776 года Павел женился на Майе Федоровне (14.10.1759 - 24.10.1828), урожденной принцессе Вюртембергской.

Павел был хорошо образован, имел глубокие познания в науках, включая военную тактику и государственное управление. Он любил музыку, театр и архитектуру; но во времена Екатерины он очень мало участвовал в государственных делах.

Павел I взошел на престол после смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.).Он был коронован 5 апреля 1797 года. Он был Великим Магистром Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден). Многие реформы Павла вызвали недовольство общества, а укрепление самодержавия воспринималось аристократией как знак тирании и угроза своей независимости. Это стало основной причиной заговора против Императора. Он был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке в собственной спальне, расположенной в северо-западной части первого этажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 - 24.10.1828), вторая жена Павла Петровича (с 1776). Родилась принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерика-Доротея-София, урожденная графиня Бранденбургская-шведская. Она приехала в Россию в 1776 году и приняла Православие. У нее было десять детей от Павла I - четыре сына (двое из которых впоследствии были коронованы императорами) и шесть дочерей. Мария Федоровна обладала незаурядными художественными талантами - любила рисунок, резьбу по камню, слоновой кости и янтарю, увлекалась медалистическим искусством, играла на фортепиано.Одним из ее любимых предметов была ботаника.

Всю жизнь Мария занималась благотворительностью, особенно в отношении детских домов. Она внесла большой вклад в женское образование в России. Требовательная к другим, Мария была не менее требовательна к себе, строго придерживалась собственных правил и принципов.

Ее комнаты в Михайловском замке располагались в северной части первого этажа, с видом на Летний сад.

Дети Павла и Марии

Александр Павлович (12.12.1777 - 19.11.1825). Он был объявлен наследником престола 6 ноября 1796 года. Он стал императором 12 марта 1801 года, коронован 15 сентября 1801 года.

С 28 сентября 1793 г. был женат на Элиавете Алексеевне (13.01.1779 - 04.05.1826), урожденной принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Дурлахе.

Его набор комнат в Михайловском замке располагался в северо-восточном углу первого этажа.

Константин Павлович (27.04.1779 - 15.06.1831), великий князь, наследный принц.

За участие в итальянской и швейцарской кампаниях Суворова (1799 г.) он был произведен в звание генерал-инспектора кавалерии и получил титул наследного принца. Был командиром гвардии во время русско-французских наполеоновских войн 1805–1807 и 1812–1814 годов. С 1814 года Константин был главнокомандующим польской армией и генерал-губернатором Польского королевства. В 1822 году Константин отрекся от прав на русский престол.

Первый брак с 15 февраля 1796 г. на великой княгине Анне Федоровне, урожденной принцессе Юлии-Генриетте Ульрике Саксон-Кобург-Заальфельдской (11.09.1781 - 31.07.1860), уехавшей из России в 1801 г. Официально развелся 20 марта 1820 г.

Второй (морганатический) брак от 5 декабря 1820 г. с Иоанной (Жанетт) Антоновной, княгиней Лович (17.05.1795 - 17.11.1831), урожденной графиней Грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урожденной Лемерсье, Фридрихс по первому браку, которая после получения русского дворянского титула в 1816 году назвала себя Ульяной Михайловной Александровой, Вайс по второму браку (1820).Она умерла в 1824 году.

Комплекс комнат Константина в Михайловском замке занимал юго-восточный угол первого этажа.

Александра Павловна (29.07.1783 - 04.03.1801), великая княгиня, Палатин Венгерский.

С 19 октября 1799 г. замужем за эрцгерцогом Австрийским Палатином Венгерским Иосифом Антоном (27.02.1776 - 01.01.1847), наместником императора Венгрии. Она умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784 - 12.09.1803), великая княгиня, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

С 12 октября 1799 г. замужем за наследным принцем Фредериком Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 - 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 - 11.06.1859), великая княгиня, великая княгиня Саксония-Веймар-Эйзенах, с 1853 года вдовствующая великая княгиня, также носившая титул великой княгини.

С 22 июля 1804 г. замужем за герцогом Карлом-Фридрихом Заксен-Веймар-Эйзенахом (22.01.1783 - 26.06.1853), великий князь с 1828 г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 - 29.12.1818) Великая княгиня. Ей было присвоено звание Великой княгини. Не использовала титул герцогини Ольденбургской. Королева Вюртемберга с 1816 года.

Первый брак с 18 апреля 1809 г. на принце Петре-Фридрих-Георге (Георгий Петрович) Ольденбургском (09.05.1784 - 15.12.1812). Жила с мужем в России.

Во 2-м браке с 12 января 1816 г. с Фридрихом Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергского (16.09.1781-13.06.1864), ставший королем Вюртемберга Фридрихом Вильгельмом I 18 октября 1816 года.

Ольга Павловна (11.07.1792 - 15.01.1795) Великая княгиня.

Анна Павловна (07.01.1795 - 17.02.1865), великая княгиня, королева Нидерландов с 1840 года, впоследствии вдовствующая королева.

С 9 февраля 1816 г. замужем за Уильямом, принцем Оранским-Нассау (06.12.1792-17.03.1849), великим герцогом Люксембурга, королем Нидерландов (Вильгельм II), с 1840 г.

Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855) Великий князь, в 1823 году назначен наследником престола Александром I.

Вступил на престол 19 ноября 1825 г., правил с 14 декабря 1825 г., коронован в Москве 22 августа 1826 г. и в Варшаве 12 мая 1829 г.

С 1 июля 1817 года женат на Александре Федоровне, урожденной принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской (01.07.1798 - 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 - 28.08.1849), великий князь.

Генерал Фельдзеугмейстер от рождения; Главный инженер инженерной службы и командующий гвардии с 1825 г .; с 1831 - надзиратель Пажеского и кадетского корпусов; с 1844 г. - главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. И в подавлении польского восстания 1830-1831 гг. Он погиб во время кампании в Венгрии.

С 8 февраля 1824 года женат на великой княгине Елене Павловне, урожденной принцессе Фредерике Шарлотте-Мари Вюртембергской (28.12.1806 - 09.01.1873).

,

Тайна Михайловского замка

Еще до постройки дворец стал навязчивой идеей Императора, который боялся возможных заговоров. Он лично участвовал в его проектировании и с нетерпением ждал завершения работ, чтобы быстро переехать на новое место, где, как он думал, будет чувствовать себя в безопасности. Поэтому весь процесс строительства Михайловского замка велся в жуткой спешке. «Нет ничего более вредного для здоровья, чем это жилище», - писал один из современников.«Видимые следы влажности были повсюду в комнатах. А в зале, где висели большие исторические картины, я собственными глазами увидел, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосу льда толщиной около дюйма и шириной в несколько ладоней, которая тянулась сверху вниз в пространстве. угол». В новом замке было пустынно и холодно, роспись фасада была еще влажной, и только император и небольшая свита осмеливались жить в таком негостеприимном здании.

После смерти Павла I Михайловский замок остался без хозяина.Рисунки, хранящие тайны сводов замка, были уничтожены самим Бренной (архитектором замка), покинувшим Россию через год после убийства императора. С тех пор в этом месте стало происходить что-то загадочное. Рассказывали, что после полуночи в совершенно пустом и заброшенном доме можно было слышать шаги, стоны, а иногда даже становиться свидетелями слабого тусклого света. Люди стали сторониться этого места. Мрачный полуразрушенный дворец, окруженный дурной славой, пустовал почти 18 лет.

.

Смотрите также