Иван фомич хруцкий мастер натюрморта портрета пейзажа и интерьера


Художник Иван Хруцкий (1810 – 1885). У истоков русского натюрморта - Искусство

 

Иван Фомич Хруцкий – всемирно известный живописец, мастер натюрморта (основатель русского натюрмортного жанра) и портретист, академик Петербургской Академии живописи.

 

Искусствоведы считают, что натюрморты Ивана Хруцкого написаны под сильным влиянием голландских и фламандских мастеров, однако художник выработал свой уникальный почерк натюрморта: работы Ивана Фомича полны оптимизма и явного наслаждения жизнью. Ведь щедрые дары природы на картинах живописца – это символ изобильной жизни в те времена, когда творил художник. И дивный виноград, и экзотические лимоны в «голландском стиле» (со срезанной кожурой), и другие дорогие «заморские» фрукты при реалистичной манере письма с изображением самых мелких деталей (фактура ткани и металла, керамики и яркого стекла, кожура фруктов) делали натюрморты Ивана Хруцкого желанными для картинных галерей самых состоятельных домов Российской Империи.

 

Биография Ивана Фомича Хруцкого

 

Художник Иван Фомич Хруцкий (Ян Томашевич Хруцкий) родился в январе 1810 года в белорусской губернии, в семье греко-римского священника, шляхтича (дворянина) Фомы (Томаша) Хруцкого.

Несколько лет Иван Хруцкий учился в Полоцком высшем пиарском училище, где получил среднее художественное образование, которого оказалось недостаточно для поступления в Петербургскую Академию живописи.

В 1827 году Иван Фомич приехал в Петербург и два года брал уроки живописи у английского художника Дж. Доу, а одновременно посещал Императорскую Академию художеств, как вольнослушатель. 

В 1830 году Ивана Хруцкого приняли в Академию, где учителями будущего художника стали выдающиеся мастера живописи К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.Г. Варнек, М.Н. Воробьев. 

С 1830 года художник представляет на суд публики свои натюрморты, которые в те времена именовались «живопись цветов и фруктов». Сюжеты постоянно усложняются, в композиции появляются не только фрукты, цветы и ягоды. 

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» художник получает Большую серебряную медаль и звание свободного художника за представленные пейзажи. 

 

Цветы и плоды

 

С 1835 по 1838 годы Иваном Хруцким была написана целая серия портретов «Прекрасной незнакомки», которая осталась «Неизвестной» — с книгой, в белом платье, с корзиной, с цветами и фруктами. Эти «неизвестные» стали огромной загадкой для искусствоведов и историков. Кто она, эта замужняя женщина (на картинах мы видим обручальное кольцо)? Явно, не жена художника. Была в жизни художника какая-то загадочная история…

 

Портрет неизвестной в белом платье, с книгой

 

В сентябре 1839 года Иван Хруцкий становится академиком живописи. За отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей. 

Удивительно, но после получения академического звания художник прекращает писать эффектные натюрморты. 

В конце 1839 года умирает отец художника, и Иван Хруцкий оставляет Петербург – в этот город он больше не вернется.

В Полоцком уезде художник покупает имение Захарничи, строит по собственному проекту дом и живет в имении практически безвыездно. Он не стал затворником, ездил в гости и принимал соседей, но из губернии уже не выезжал – ему хватало тем и вдохновения в своём доме. 

Живя в Белорусской губернии художник не оставляет живописи, однако в его творчестве начинается другой период – он пишет иконы, портреты лиц духовного звания, пейзажи, копии с картин европейских мастеров (по заказу митрополита Иосифа Семашко), изображения интерьеров или картины «в комнатах».

Скончался Иван Фомич Хруцкий в январе 1885 года, похоронен в своём имении, в родовом склепе.

 

Картины Ивана Фомича Хруцкого

 

Вид на Елагином острове в Петербурге

Цветы и плоды

Портрет неизвестной с фруктами и цветами

Цветы и плоды

Плоды и свеча

Цветы и плоды

Плоды и дыня

Плоды

Натюрморты с грибами

Мясо и овощи

Битая дичь, овощи и грибы

Семейный портрет

В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии

В комнате

Старуха, вяжущая чулок

Портрет молодой женщины с корзиной

Портрет неизвестной

Портрет неизвестной с корзиной в руках

Девочка с фруктами

Портрет мальчика

Портрет мальчика в соломенной шляпе

Натюрморт

Натюрморт

Натюрморт с виноградом

В комнатах художника (Дети перед мольбертом)

Амуры с гирляндами

Птичка и плоды

Цветы и фрукты

Цветы и плоды

Фрукты

Плоды и цветы


 

Автопортрет

Мастер натюрморта, портрета и пейзажа

С 5 февраля по 1 марта в 307 читальном зале графических и видеоматериалов открыта книжно-иллюстративная выставка «Мастер натюрморта, портрета и пейзажа».


Выставка посвящена 200-летию со дня рождения белорусского и русского художника Ивана Хруцкого (1810–1885).

Иван Хруцкий работал в разных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет, интерьер.Однако великолепная серия натюрмортов, созданная художником, стала его лучшим достижением и положила начало развитию этого жанра в русском искусстве.

Полотна Ивана Хруцкого дарят прекрасное ощущение тишины, умиротворения и умиротворения, вызывают у зрителей веселое настроение. Как искусный мастер кисти, художник досконально воспроизводил свои модели, добиваясь практически реальных изображений. Так, первое полотно молодого художника «Цветы и плоды» (1836, Государственная Третьяковская галерея) принесло ему Большую серебряную медаль Академии художеств «… за рисование плодов с натуры».Его произведения пользовались неизменным успехом и породили множество подражателей.

Сегодня работы Ивана Хруцкого хранятся в различных музеях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее (Москва, Россия), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, Россия) и Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск, Беларусь. ).

На выставке представлено около 100 материалов: альбомы, книги, статьи, открытки и репродукции произведений известного художника.

Экспозиция рассчитана на всех, кто интересуется историей отечественного искусства и творчеством Ивана Хруцкого.

Обращаться: (+ 375-17) 293-27-58.

.

Мастер натюрморта и безупречный портретист

В картинной галерее Полоцкого национального историко-культурного музея-заповедника прошла презентация работ известного белорусского живописца Ивана Хруцкого

В Полоцке в 2010 году портрет, созданный Иваном Хруцким, был обнаружен в архиве Полоцкого национального историко-культурного музея-заповедника, в коллекции произведений правнучки Хруцкого Ядвиги Мацеевской.В День музеев картина была выставлена ​​после анализа и реставрации.

В музеях Беларуси, России, Украины, Литвы и Польши хранится более сотни полотен Ивана Хруцкого, выдающегося белорусского портретиста, мастера натюрморта и пейзажей. Он родился в Витебской губернии в 1810 году. Его 200-летие было внесено в Календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Алена Тихонова

.

Цены и оценки работ Иван Фомич Хруцкий

. Описание :

ХРУЦКИЙ, ИВАН ХРУЦКИЙ, ИВАН Натюрморт с фруктами и сотами Происхождение: Важное частное собрание, Европа. Подлинность работы подтверждена экспертом В. Петровым. Подлинность также подтвердила эксперт О. Алленова. Натюрморт с фруктами и сотами Ивана Хруцкого, который сейчас выставляет на аукцион Мак Дугалл, - одно из лучших произведений художника в этом жанре.Созданный на пике славы художника, он является яркой иллюстрацией расцвета жанра «фрукты и цветы» в России 1830–1840-х годов - жанра, созвучного мировоззрению, лежащему в основе бидермейера. стиль, столь популярный в то время в Германии. Неудивительно, что в 1839 году совет Императорской Академии художеств присвоил Хруцкому звание академика, так как он был \ "известен своими прекрасными работами ... особенно в части росписи фруктов и овощей \".Между тем его полотна и сделанные с них гравюры пользовались огромной популярностью среди ценителей и ценителей искусства. Однако Хруцкий на этом не остановился. Продолжая совершенствовать свою технику, он находил в натюрмортах новые и далеко идущие возможности. В 1840-х годах создал серию композиций, в которых сочетал классическую композицию овощей и фруктов с пейзажем (Натюрморт с грибами, 1842, Киевский национальный музей русского искусства; Натюрморт. Фрукты, 1850, Пермский государственный художественный музей) Галерея).К числу этих картин, наиболее сложных по задумке и исполнению, относится и представленная сейчас картина. Хруцкий использовал довольно большой холст и выстроил несколько уровней композиции, превратив заставленные фруктами столы в своеобразный подиум. Удивительное изобилие даров природы искусно организовано, так как все компоненты композиции расположены ярусами, почти занимая все живописное пространство и приближаясь к зрителю. На левой стороне изображен идиллический пейзаж, который поднимает общее пространство за пределы его, казалось бы, приземленного содержания и расширяет границы натюрморта.Детали пейзажа, как и плетеная корзина с яблоками на переднем плане, видны лишь частично. Это фрагментарное изображение вызывает ощущение естественной легкости и свободы, снимая чрезмерно формальную структуру композиции. Собственно фрукты собраны в единую компактную группу, центральная часть которой выдвинута на передний план. Современники Хруцкого особенно ценили натюрморты художника за близость его манеры к живописи старых мастеров. В конце концов, художественная школа Хруцкого была Императорским Эрмитажем, где он годами копировал полотна европейских мастеров, в том числе голландские, фламандские и французские натюрморты.Следуя их примеру, художник почти всегда включает в свои композиции благородные приметы повседневности, намекающие на присутствие человека. Здесь у нас есть серебряный нож, видимо забытый на столе, плетеная корзина и соты, сочащие медом на фарфоровой тарелке. Автор статьи 1839 года об академической живописи, в которой рассказывается о подобных натюрмортах Хруцкого, говорит, что нарисованный им фрукт \ «... выпрыгивает прямо из холста и, кажется, только что сорван». В представленном здесь натюрмортах великолепное мастерство художника несомненно достигает совершенства.Текстурные вариации компонентов мастерски разыграны: тяжелый бархат драпировок, свисающих на заднем плане, соседствует с коренастой вышивкой дорогой серебряной скатерти; узловатая кожица дыни кладется рядом с блестящей поверхностью вишни; и гладкие, гладкие яблоки и нежные, пушистые персики рядом с грубыми волокнами корзины. Этот метод контраста также используется при сопоставлении больших и маленьких предметов, круглых и плоских поверхностей; но все это разнообразие материального мира сливается в одно целое золотистыми тонами цветовой схемы и ровным мягким светом.Работая тонкими, неуловимыми мазками, Хруцкий с любовью и заботой пишет детали, передавая ощутимую материальность поверхности вещей. Благодаря использованию глазури, когда тончайшие полупрозрачные слои краски просвечивают друг друга, художник достигает тонкости моделирования светотени и тонального единства приглушенных оттенков цвета, которые рождают ощущение спокойствия и гармонии. подписано и датировано 1840 годом. Холст, масло, 80,5 на 111,5 см.

.

Смотрите также