Петр первый в интерьере дворца монплезир


история, архитектура и интерьеры резиденции Петра I в Петергофе

На прибрежной полосе пологого берега Финского залива, у самой воды, в Петергофе, расположилось элегантное строение – любимый дворец Петра I, Монплезир. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно проходящие корабли, выбрал сам Петр I. В переводе с французского языка название означает «Мое удовольствие». Дворец – любимое детище Петра, в создание которого император вложил душу, лично определив планировку залов, устройство сада и фонтанов.

Строительство дворца

Строительство началось в 1714 году с участием команды архитекторов. Проектировал резиденцию немецкий архитектор Андреал Шлютер. Строительством руководил зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Качество работ контролировал итальянец Никола Микетти, петергофский парк основал французский архитектор Жан БатистЛеблон.

Царь желал удобное и практичное жилье, где царит уют и спокойствие. Монплезир оправдал ожидания государя. Здание, построенное через 9 лет в стиле голландских традиций, отличалось простотой и комфортом. Во дворце проведен водопровод и канализация – новое явление для России XVIII века.

Архитектура Монплезира

Дворец выглядит скромно и изящно: в убранстве нет ничего помпезного и лишнего. Монплезир – одноэтажное кирпичное здание протяженностью 67 метров, с высокой шатровой крышей, не имеет крыльца, пол начинается на уровне земли.

К центральной части примыкают две галереи с небольшими павильонами. Стены прорезаны узкими окнами, чередующимися с глубокими нишами, что подчеркивает представительность здания.

Прямо над водой со стороны выходящего к морю фасада поднимается высокая каменная терраса, выстланная голландским кирпичом и обнесенная белой балюстрадой. Фигурные столбики ограждения подчеркивают уют и изящество сооружения.

Петр любил засыпать во дворце под звук волн. Выйдя днем на террасу, любовался Кронштадтом и Петербургом. У основания террасы громоздятся мощные гранитные валуны. Ближе к берегу установлена гранитная статуя Нептуна, владыки морей, – символ победы России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Дворец воплотил веяния голландской архитектуры с атмосферой легкости и безмятежности, которая перенесена и во внутренние покои дворца.

Интерьеры резиденции

Внутренняя планировка резиденции проста и рациональна. Петр внес в свой любимый дворец лучшее, что увидел в иноземной жизни. Здесь все свидетельствует о личности царя, интересах, вкусах и привычках.

Интерьеры дворца дышат уединением и спокойствием. В Монплезире император отдыхал, встречался с послами иностранных государств, с капитанами, корабельными шкиперами и русскими купцами. Здесь проводил пышные ужины, дружеские встречи и ассамблеи-съезды царского двора. Гости отмечали, что маленькие комнаты чрезвычайно удобны для жизни.

Залы и другие помещения

В центре здания – Парадный зал, к которому с одной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет. С другой – Китайский кабинет, Кухня, Буфетная.

Парадный зал оформлен в традиции петровского барокко с простотой и сдержанностью в убранстве. Зал, двери которого выходят на берег Финского залива и в сад, простирается в ширину дворцового корпуса. Стены отделаны вощеным дубом, а пол – мраморными черно- белыми плитками, подобно шахматной доске.

Над центральной частью зала поднимается большой купол, делая помещение просторным и торжественным. Потолок покрывает многоцветная роспись на тему времен года. В центре – покровитель искусств бог Аполлон в окружении богов Четырех ветров. Растительный орнамент с букетами цветов обрамлен затейливым лепным декором.

Морской кабинет окнами обращен к заливу. Отсюда открывается панорамный вид, который бесконечно вдохновлял императора, влюбленного в море. Дубовые панели кабинета украшают образцы кораблей времен Петра, сделанные по его эскизам.

Навигационные измерительные приборы, стальная шкатулка и инструменты в шкафу – свидетельство морских занятий императора, знатока кораблестроения. Забавные обезьянки в росписи на потолке напоминают о путешествиях царя в заморские страны.

Китайский кабинет (Лаковый кабинет). Для размещения коллекции китайского и японского фарфора в Монплезире создан специальный зал, представляющий уголок Востока, – Лаковый кабинет.14 иконописцев полтора года создавали для кабинета одиннадцать больших вертикальных чернолаковых панно с изображением сцен восточного быта.

Вокруг – малые панно, которые запечатлели летящих среди облаков сказочных птиц, драконов, журавлей. Потолок украшен лепными гипсовыми орнаментами в виде дубовых листьев, ветвей, развевающихся лент. Фарфор размещен на специальных полочках, гармонично вписанных в интерьер панно.

В опрятной Кухне – посуда, оформленная на голландский манер. В каменную раковину для мытья посуды вода подавалась по трубе из фонтана Сноп.

Секретарская – деловое помещение. По стенам кабинета – картины западноевропейских живописцев. Тульская металлическая шкатулка с короной и вензелем Петра I декорирована литыми деталями – головками петровских солдат в треуголках. Украшает кабинет резное кресло с затейливым орнаментом с изображением русского герба и монограммами Петра I.

Паровая комната с вещами для банных процедур использовалась по назначению. Пол выстлан гладко обструганными сосновыми плахами, потолок – из липы. При нагревании помещения липа источает приятный медовый запах. В углу – шайка для веников и ушат, рядом расположилась печь с лежащими на ней ядрами. Их нагревали и поливали водой, добиваясь нужной температуры в парной.

В любимом дворце Петр открыл первую в России Картинную галерею. Для этого император лично приобрел коллекцию полотен европейских живописцев, украшающих комнаты дворца. Коллекцию царь украсил русским стеклом и посудой.

Императорская спальня

Спальня изолирована от Парадного зала, вход возможен через Морской кабинет. Спальня императора, с детства любившего небольшие помещения, – образец дворцового интерьера. Ощущение теплоты и уюта достигается хорошим освещением комнаты.

Стены Спальни затянуты однотонной зеленоватого цвета материей. На полу – паркет геометрического рисунка. Камин украшают пышные гипсовые гирлянды цветов, на потолке – маски смеющихся Сатиров.

Основная часть Спальни занята кроватью с пологом. Умывальный столик, облицованный латунью, зеркало в золоченой резной раме непринужденно вписываются в интерьер. Особую атмосферу создают личные вещи царя: покрывало ручной работы, халат, полотенце, фетровый ночной колпак, деревянная расписанная кружка, кувшин и тазик для умывания.

Сад Монплезира

Перед южным фасадом дворца – сад протяженностью 72 метра. Прямые аллеи с яркими узорчатыми цветниками делят его на четыре зоны. В центре – фонтан Сноп, по обе стороны от которого расположились 4 фонтана Колокол со скульптурами.

Позолоченные бронзовые изваяния Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах в виде ваз и колонн с желобками. Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает по желобкам тонкой пеленой, создавая впечатление стеклянного колокола.

На боковых аллеях сада – скамейки-диванчики. Здесь скрываются фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра I в 1723 году. Как только гуляющие по парку ступали на камешек рядом со скамейкой, струи воды обливали гостей.

С середины XVIII века Монплезир приобрел статус мемориала, связанного с именем Петра I. Реликвия не поражает роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность деталей подчеркивает значение маленького дворца для правителя великой державы.

Загрузка...

Ещё интересные сооружения

Дворец Монплезир / Государственный музей-заповедник Петергоф

1714-1723, архитекторы: А. Шлютер, Я. Ф. Браунштейн, Я.-Б. Le Blond, N. Michetti

Непосредственно на берегу Финского залива находится любимый загородный дворец Петра I - « Monplaisir» ( фр. Mon plaisir - «моя радость» ). Конструкция определялась эскизами и схематическими рисунками самого царя, который определил не только площадку, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т. д.Внешний вид « Монплезир» отразил неповторимую индивидуальность первого российского императора, его эстетический вкус, интересы и привязанность. Убранство явно было задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли: « Голландский дом» . Посол Франции Кампредон писал: «Комнаты« Монплезир » маленькие, но очень удобные, и примечательно, что здесь имитация голландской экономики и чистота кухонь, а также мощеная терраса на берегу моря. , в тени лип, как Гаагские каналы ».

Галереи и залы дворца украшены полотнами западноевропейского искусства XVII - XVIII веков, большая часть из которых принадлежит оригинальной коллекции, собранной Петром. Для размещения большой коллекции китайского фарфора в «Монплезир» был создан восточный уголок - Лаковый шкаф. Его стены украшают большие черные лаковые панно, с миниатюрными картинами, выполненными в китайском стиле. На полках-консолях, прикрепленных между панелями, - восточный фарфор, который высоко ценился и был предметом особой гордости владельцев.

Большой зал, расположенный в центре дворца, - одно из лучших достижений петровского барокко. Конкретные темы смены сезонов и изменчивости Вселенной, построенные на четырех элементах, отражены в скульптурном и художественно оформленном куполе. Для облицовки стен по-английски использован благородный вощеный дуб. Большой зал «Монплезир» - свидетель самых разных событий. Здесь отмечали семейные торжества и победы русского оружия, проходили приемы иностранных послов.Большой стеклянный кубок на столе напоминает о суровом наказании: штраф «Кубок большого орла» , который во время застолий наполнялся доверху и вручался нарушителям правил, установленных царем.

Редкие предметы кухонной посуды выставлены на аккуратной кухне, оформленной в голландском стиле. Супруга царя Екатерина Алексеевна иногда здесь готовила. Уникальной особенностью кухни Monplaisir является наличие каменной мойки для мытья посуды, вода в которую поступает из трубы фонтана "Сноп" .Системы водоснабжения и канализации, созданные для «Монплезир» , были значительным нововведением для XVIII века.

Рабочий кабинет Петра I связан с морской тематикой. Одним из важнейших направлений деятельности царя было создание флота. Из окон кабинета открывается вид на Финский залив, Кронштадт и Санкт-Петербург. Нижняя часть стен кабинета украшена расписанной мастерами изразцами, на которых изображено тринадцать видов парусников того времени.Забавные обезьяны на расписном потолке напоминают о приключениях в заморских странах. Навигационно-измерительные приборы, представленные на полках шкафа-сундучка, свидетельствуют о морских учениях императора - знатока кораблестроения и морского дела.

Особую атмосферу минувшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которые он использовал в повседневной жизни: войлочный ночной колпак, полотенце, кувшин и умывальник.

Ни один российский монарх никогда не забывал о «Монплезире» , он считался, прежде всего, одной из самых почитаемых реликвий государственной истории.Дворец, сохранивший до наших дней большую часть аутентичной отделки и убранства, считается жемчужиной дворцовой коллекции Петергофа.

.

Петергоф (Петродворец), Санкт-Петербург, Россия

Одну из самых известных и популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга, дворец и парк в Петергофе (также известный как Петродворц) часто называют «русским Версалем», хотя многие посетители приходят к выводу, что это сравнение оказывает медвежью услугу величию и величию. размах этого величественного поместья.

Версаль, однако, вдохновил Петра Великого на желание построить императорский дворец в пригороде своего нового города, и после неудавшейся попытки в Стрельне Петергоф, что в переводе с немецкого означает «Петровский двор», стал местом проведения Царский дворец Монплезир, а затем и оригинальный Большой дворец.Имение пользовалось не меньшей популярностью у дочери Петра, императрицы Елизаветы, которая распорядилась расширить Большой дворец и значительно расширила парк и знаменитую систему фонтанов, в том числе поистине впечатляющий Большой каскад.

  • Большой каскад в Петергофе

  • Фестиваль фонтанов в Петергофе

  • Осенняя листва в Петергофе

  • Салют над Большим дворцом в Петергофе

Благоустройство парка продолжалось на протяжении 18 и 19 веков.Екатерина Великая, оставив свой след в парке, перенесла двор в Пушкин, но Петергоф снова стал официальной Императорской резиденцией в царствование Николая I, который приказал построить скромный Коттеджный дворец в 1826 году.

Петергоф, как и почти все пригородные имения Санкт-Петербурга, был разорен немецкими войсками во время Второй мировой войны. Однако он был возрожден одним из первых, и благодаря работе военных инженеров и более 1000 добровольцев Нижний парк открылся для публики в 1945 году, а фасады Большого дворца были восстановлены в 1952 году.Название также было дегерманизировано в 1944 году, став Петродворцом, под которым до сих пор известен окружающий город. Дворец и парк снова называют Петергофом.

Большой дворец императрицы Елизаветы может быть меньше, чем кажется, но у него внушительный фасад и несколько потрясающих парадных залов внутри.

Обширная парковая зона Петергофа создавалась на протяжении нескольких поколений и охватывает огромный диапазон садовых стилей, от формализма рококо до широких пейзажей романтического ландшафта.

Петергоф, пожалуй, наиболее известен своим замечательным набором декоративных фонтанов, в том числе безошибочным и невероятно впечатляющим ансамблем Большого каскада.

Первоначальный дворец Петра Великого - очаровательный особняк в стиле барокко на берегу Финского залива, демонстрирующий изысканный и сдержанный вкус царя.

Этот очаровательный особняк, еще одно здание петровской эпохи, был вдохновлен французским королевским охотничьим домиком в Марли-ле-Руа.

Первоначальный российский Эрмитаж был завершен только после смерти Петра, но полностью отражает увлечение царя новизной и европейским стилем.

Коттеджный дворец Николая I - это готический особняк удивительно сдержанных размеров, демонстрирующий попытку императоров отделить частную семейную жизнь от своих служебных обязанностей.

Краткий путеводитель, как добраться до Петергофа из Санкт-Петербурга.Петербург, а также подробности о графике работы парка и удобствах в городе.

.

Екатерининское крыло дворца Монплезир. Путеводитель по выставке сокровищ Петергофа в Царицыно / Новости / Сайт Москвы

Более 750 экспонатов времен императора Александра I, в том числе мебель, фарфор, картины, были перенесены с Балтийского побережья в Большой Царицынский дворец. Они будут доступны для просмотра до 2021 года, пока идет реставрация здания Екатерининского крыла. Mos.ru и агентство «Мосгортур» расскажут, почему музей-заповедник «Царицыно» был выбран местом проведения выставки и какие экспонаты стоит посмотреть больше всего.

О Екатерининском крыле дворца Монплезир

Екатерининское крыло дворца Монплезир и Царицыно когда-то были важнейшими достопримечательностями Екатерины Великой. Первая стоянка, называвшаяся тогда Каменным (Каменным) Крылом, , была символом ее восхождения на престол, а вторая связана с концом ее жизни. Строительство подмосковной резиденции было последним крупным архитектурным проектом Екатерины Великой, но она так и не увидела его.

Судьбы нескольких российских монархов связаны с Каменным флигелем, довольно небольшим по меркам Петергофа сооружением. Одноэтажное здание в стиле барокко , построенное для проведения общественных мероприятий, обедов и балов, было заказано в середине 18 века императрицей Елизаветой Петровной . Вскоре деревянный флигель заняла нелюбимая жена племянника, будущего Петра III, урожденная Софи Фридерика Огюст Ангальт-Цербст, принявшая православное имя Екатерина Алексеевна .Это было место, откуда она сбежала в Санкт-Петербург 28 июня 1762 года, чтобы взять на себя ответственность за заговор, приведший к свержению ее мужа через шесть месяцев после его восшествия на престол. Беглецом, успешно вышедшим на первое место, стала Екатерина Великая, и отныне Каменный флигель стал называться Екатерининским.

Во время правления новой императрицы устаревший стиль барокко в интерьере будущего музея сменился классицизмом. Внутренний ремонт завершил Александр I, , при котором в России процветал стиль Ампир .Это русский стиль или стиль Александровский ампир , которому посвящена выставка.

О классицизме и ампир

Классицизм, стиль, вдохновленный античным искусством, заменил барокко в просвещенной Европе 17 века, а доминировал до 19 века. Тогда велись масштабные раскопки древних городов, в ходе которых были обнаружены многие ранее неизвестные детали быта. Архитектурный порядок и симметрия снова стали модными, с мифологическими картинами, старинными орнаментами, установленными в декоративном и прикладном искусстве.

Как поздняя форма классицизма, стиль ампир наиболее ярко проявился в двух странах, познавших вкус великих военных побед - наполеоновской Франции и России Александра I. Этот стиль пропитан воинским героическим духом и триумфом. Даже обращение к древнеегипетским мотивам как его отличительной черте было вызвано походом Бонапарта, благодаря которому Европа приобрела много древностей времен фараонов.

Выставка «

Царицыно» воссоздает убранство пяти интерьеров Петергофского дворца, передавая атмосферу придворного стиля первой половины XIX века: Большой зал и спальня, кабинет, малая и зеленая комнаты.Их мебель, художественный металл и небольшие скульптуры, фарфор и стекло, живопись и графика как нельзя лучше отражают основные тенденции развития русского интерьера времен Александра I.

О мебели

Мебель была важнейшим элементом интерьера в стиле ампир. Принятие старинных образцов было типичным для этого стиля. Слегка изогнутые ножки в форме полумесяца, как и у древнегреческих стульев клисмос, набирали популярность кушетки, похожие на старинные кровати.А форма стульев со сплошной полукруглой спинкой, часто встречающейся в стиле ампир, была копией древнеримских архетипов.

Декоративные бронзовые или латунные пластины в форме звезд, пальметт, венков, знаков зодиака, оружия и трофеев. Ноги, ручки и другие предметы мебели были стилизованы под древних или египетских богов и украшены зооморфными элементами, вдохновленными древними мифами.

Диваны и столы в стиле ампир, не столь богато украшенные и тяжелые, как мебель в стиле барокко и рококо, теперь можно было легко перемещать по комнатам.Строгие правила меблировки постепенно исчезли, некоторые комнаты уже обставлены по вкусу хозяев. В то время как две столицы наслаждались достижениями европейского мебельного искусства, российская провинция фантазировала над альбомами с образцами и выкройками мебели. Благодаря этому мебель из фанеры в стиле Russian Jacob , названная в честь французского производителя мебели Жоржа Жакоба, стала очень популярной.

Но самые замечательные мебельные гарнитуры той эпохи создавали известные архитекторы, которые наряду со строительством занимались оформлением дворцовых интерьеров.На выставке представлена ​​мебель, выполненная по проектам архитекторов Карло Росси, Андрея Воронихина и Василия Стасова. Отдельно стоит отметить известного петербургского мебельного мастера Генриха Гамбса , упомянутого в работах Пушкина, Ильфа и Петрова. Некоторые из его работ также представлены на выставке.

О фарфоре

Большой зал - единственное выставочное пространство, центральным элементом которого является не только мебель. Во время правления Александра I в повседневную жизнь высшего сословия был введен новый гастрономический режим: в отличие от эпохи Екатерины, званый обед стал важнее обеда, а количество блюд уменьшилось с восьми до четырех. .Первое блюдо состояло из супов с горячими и холодными закусками, второе - из мяса или рыбы, дополненных салатами и овощными блюдами. Десерт подавали на изысканной фарфоровой посуде и стеклянной посуде. На выставке представлено, пожалуй, лучших фарфоровых сервизов в стиле «Александровский ампир», изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в первой трети XIX века.

Первоначально этот шедевр назывался «Десертный сервиз, украшенный изображениями русской народной одежды» , но со временем громоздкое название было сокращено до «Гурьевский» по имени его прямого покупателя, главы Канцелярии Его Императорского Величества графа. Гурьев.

Набор посуды на 50 персон выполнен в уникальном экземпляре . В некотором смысле это был пересказ французского «олимпийского обеденного сервиза», подаренного Александру I Наполеоном в ознаменование Тильзитского договора. Пока мастера Севрской мануфактуры изображали на своей посуде олимпийских богов, гурьевские сервизы рассказывали о жизни русского народа.

Тарелки, чашки и блюдца имеют жанровых рисунков с работниками Санкт-Петербурга, отражающих различные профессии, а также этнографически выверенные изображения национальностей, проживающих в России.Еще одна изюминка столовой посуды - подставки для посуды, статуэтки юношей и девушек в народных костюмах работы известного скульптора Степана Пименова.

Также на столе Большого зала стоит хрустальный сервиз «Граненый» , заказанный в 1800 году Павлом I на стекольном заводе Уотерфорд (Ирландия), но в Россию он попал только после убийства императора. Кроме того, на выставке представлены изделия из шести парадных сервизов конца XVIII - начала XIX века - «Кабинет», «Бабигонский», «Ропшинский», «Охотничий», а также отдельные предметы из приданого сестер Александра I. , Великие княжны Александра Павловна и Елена Павловна.

О покраске

Помимо фарфора и стекла, в Большом зале представлены два величественных изображения в полный рост из исторической коллекции Петергофа. На этих портретах, помещенных друг напротив друга, изображены царская бабушка и внук - Екатерина Великая и Александр I.

'Портрет императрицы Екатерины Великой с аллегорическими фигурами крепости и истины ' - копия неизвестного художника, которая на момент написания была близка к оригиналу 1793 года, выполненному Иоганном Баптистом фон Лампи Старшим. Австрийский художник изобразил Екатерину в золотой мантии с оторочкой из горностая поверх василькового платья с кружевным воротником. На ней небольшая корона и тиара. Ее наряд украшен тремя лентами: голубой Андреевской лентой, черно-оранжевой георгиевской лентой и красно-черной Владимирской лентой.

На портрете множество деталей , которые предстоит расшифровать: на заднем плане две древние фигуры, профиль Петра Великого рядом с грифоном, на который указывает Екатерина, бронзовый лев у подножия царского трона и архитектурные элементы .

«Портрет императора Александра I» английского художника Джорджа Доу, написанный в 1823 году, демонстрирует изменения, которые произошли с традиционным церемониальным портретом со времен Екатерины. Больше нет деталей, на которые стоит присмотреться, кроме фигуры Императора, одетого в темно-зеленую форму кавалерийской гвардии. Здесь нет тяжелых драпировок и аллегорий, а единственная деталь, подчеркивающая вклад монарха в историю, - это награды на его груди.На портрете изображены орден Андреевской звезды, связанный с английским орденом Подвязки и Шведским орденом Меча, а также блок из семи медалей и крестов России, Австрии, Пруссии и Швеции, награжденный российским царем после победа в войне 1812 г. и успешная заграничная кампания 1813-1814 гг.

Всего из Петергофа привезено 18 картин . Помимо нескольких императорских портретов, на выставке представлены несколько картин на мифологические сюжеты и несколько пейзажей.

О медальонах Федора Толстого

Иерархия интерьеров эпохи Империи отводит особую роль кабинету , комнате, где каждый уважающий себя аристократ должен был заниматься своим личным ростом. Непременными атрибутами рабочего кабинета были письменные принадлежности и стол, книжный шкаф, бюсты великих людей. На выставке представлены бронзовых бюста Наполеона и Александра I, пресс-папье из поднятых на Бородинском поле ядер, напоминающих о «буре 1812 года», статуи бунтаря и казака.

Над столом два медных медальона : слева «Битва на высотах Кацбаха» с «Побег Наполеона через Неман» справа. Они принадлежали графу Федору Толстому , который предпочел искусство военной карьере. Толстой создал серию из двух десятков медальонов, посвященных наиболее значимым событиям Отечественной войны и заграничных походов русской армии. В качестве аллегории русской армии он использовал образ средневекового воина-героя.Граф работал над барельефами , более 20 лет , и в дальнейшем они принесли ему международное признание. Эти шедевры медальерного искусства неоднократно тиражировались с использованием различных материалов и техник. На выставке также представлены восемь гипсовых медальонов Толстого и несколько изображений медалей.

.

Исторический дворец-музей Монплезир Санкт-Петербург

TripPlannera