Преступление и наказание описание интерьера


Описание города и интерьера в романе «Преступление и наказание» (с цитатами)

(568 слов) Петербург по традиции ассоциируется с красотою дворцов, новинками моды, великолепием и шиком. Это место создавалось с целью стать новой столицей, центром всех новинок, самым красивым городом в стране. Но, как известно, у всего есть обратная сторона. В этом городе уживались роскошь и беднота, граничащая с нищенством.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает Петербург середины 19 века. Там нет никаких художественных описаний природы. Вместо них — описания убогих жилищ, распивочных, многоэтажных домов:

Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу.

Достоевский знакомит читателей с одним из беднейших кварталов, где живет главный герой Родион Раскольников. Изображая пейзаж города в разное время суток, автор дает еще более полное представление о нем. Городской пейзаж помогает понять психологическое состояние героя. Петербург враждебен человеку. Он давит, создает атмосферу безысходности, толкает на преступления.

Город также равнодушен к людям. Люди здесь относятся друг к другу с презрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчастьям других людей. Мармеладов рассказал историю своей жизни под хохот и язвительные насмешки окружающих. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование. От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей. Все свои деньги он тратит в кабаках и ничего не отдает семье. Действие романа происходит большей частью на улице, и уличные сцены усиливают впечатление безысходности и нищеты. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она — еще ребенок, но жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. На мосту его стегают плеткой, когда он чуть не попал под повозку. Все это говорит злости, раздражительности людей. В романе важную роль играет описание интерьеров. Тяжелая, бесцветная, унылая, грязная обстановка интерьера давила на душу героев.

Комната Раскольникова была похожа на гроб или шкаф:

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными обоями…

Крошечная комната, в которой он жил, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Жилище Мармеладовых было похоже на проходной угол:

Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длинной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно помещалась кровать. В самой же комнате было только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван.

Жилище семьи Мармеладовых — типичное жилище бедных людей, едва сводящих концы с концами. Комната Сони напоминала «сарай»:

Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы читатели еще лучше понимали, как трагична ее жизнь. Раскольников ищет встречи со Свидригайловым и натыкается на трактир, в котором находит его. В трактире отворены все окна, это говорит о том, что в нем собралось много людей. Шум из трактира слышен даже на улице: «Набит битком…». Из-за большого количества людей  трактир был грязный, но Свидригайлова это не смущало. Раскольникову же было крайне неуютно в этом помещении. Кабак был грязно обставлен, в нем было душно и даже нестерпимо сидеть. По своему интерьеру он напоминал внешний вид своего хозяина.

Достоевский изображает фантастику и реальность петербуржской жизни. Больному Раскольникову снится сон. Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Этот сон открывает истинное состояние его души, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре. Жизнь реальная приобретает уродливые фантастические очертания, и реальность кажется ведением, а сон становится реальностью.

Наряду с представлениями об уродливом городе, в душе главного героя живет мечта о городе прекрасном, который он мечтает создать. Об этом думает Раскольников, идя на убийство:

Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.

Автор: София Ловцова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Преступление и наказание Часть вторая, главы 1-4 Резюме и анализ

Глава 1:

Раскольников несколько часов лежал ошеломленный на своем диване. Он просыпается после 2 часов ночи и внезапно все вспоминает. Охваченный паникой, он удивлен, что он бросился вниз, не потрудившись раздеться и даже не проверить свою одежду на наличие пятен крови; он продолжает делать это сейчас, снимая все и обыскивая каждую часть несколько раз. Он находит кровь на потертой манжете и срезает ее.

Он внезапно вспоминает, что украденные вещи все еще в его карманах, и снова удивляется собственной безответственности. Он запихивает все в дыру в стене, скрытую обоями, и временно доволен собой, но через несколько мгновений упрекает себя в своей неуклюжести в том, что просто выталкивает все из виду. Измученный и боясь, что он теряет способность ясно мыслить, он снова садится на диван и засыпает - но только на пять минут.

Он снова вскакивает, вспомнив петлю, которая все еще вшита в его пальто, снимает ее, затем рвет на полоски и засовывает под подушку. Он снова отчаялся, что теряет рассудок, особенно потому, что окровавленная бахрома осталась на полу посреди его комнаты.

Когда он рассуждает о том, что, поскольку на кошельке была кровь, она должна быть на подкладке его кармана, он очень обрадован, обнаружив, что на подкладке его кармана действительно есть кровь, потому что это указывает на то, что он не полностью потерял рассудок.Затем он обнаруживает, что его носок тоже в крови (так как в его ботинках есть дыры). Держа улики, он пытается придумать, где их спрятать, и решает куда-то их выбросить, но садится на диван. , , затем ложится и накрывает дрожащее тело пальто. , , и впадает в прерывистый сон.

Его разбудила Настасья, стучащаяся в дверь. Он слышит, как смотритель с ней, и встревожен: чего он может хотеть? Не вставая с постели (его комната достаточно тесна, чтобы позволить ему это сделать), он отцепляет дверь и впускает их.

Смотритель передает Раскольникову повестку из отделения милиции. Раскольников заморожен. Настасья замечает, что он, должно быть, действительно болен, и говорит ему не уходить, потом замечает, что он что-то держит. Он смотрит на него и обнаруживает, что он держал окровавленные ткани. Настасья нервно смеется над ним. Раскольников решает пойти на вокзал, чтобы узнать, что они хотят.

Как только она и смотритель уходят, Раскольников бросается к свету, чтобы проверить окровавленные обрывки, которые он сжимал, но, к его облегчению, они уже грязные и обесцвеченные, так что вряд ли Настасья что-то заметила.Затем он открывает повестку; это обычный вызов, чтобы явиться на станцию ​​в 9:30 утра

Сбитый с толку, он пытается понять, что это такое; становится на колени, чтобы помолиться, но вместо этого встает, смеясь над собой, полагая, что с таким же успехом он может покончить с этим. Одеваясь, он испытывает серьезные проблемы с окровавленным носком, но в конце концов оставляет его на себе. В лихорадке он направляется на станцию, полагая, что вызов - это ловушка для его поимки.

Он входит на станцию ​​и направляется в соответствующую комнату.Пока он ждет, он начинает расслабляться, так как никто не выглядит особенно взволнованным его присутствием. Он предостерегает себя, чтобы сохранять хладнокровие и не выдавать себя совсем из-за пустяковых страхов.

Чтобы успокоить свои беспорядочные мысли, Раскольников осматривает людей в офисе. Ярко одетая женщина, Луиза Ивановна, и писарь, молодой и пижонский, очень интересуют его.

Через некоторое время входит помощник начальника милиции, лейтенант. Он презрительно смотрит на плохо одетого Раскольникова, который смотрит в ответ, тем самым оскорбляя лейтенанта.Когда последний начинает критиковать студента, служащий достает повестку и упоминает, что дело касается «взыскания денег», а Раскольников с радостным облегчением понимает, что его не вызывают по делу об убийствах. Раскольников, уже несколько самоуверенный, подстрекает лейтенанта, наслаждаясь спором.

Клерк поясняет, что квартирная хозяйка Раскольникова ‹, которой Раскольников передал И.О.У. на 115 рублей некоторое время назад ‹использовал эту записку для оплаты советника суда Чебарова, который теперь требует оплаты.

Непонятное облегчение Раскольникова от того, что его не заподозрили, прерывает лейтенант, взорвавший Луизу Ивановну, довольно комичную фигуру немецкого происхождения, которая, по всей видимости, является мадам. Как только лейтенант Илья Петрович отпускает ее, входит начальник милиции Никодим Фомич.

Никодим Фомич - любезный человек, который дразнит своего помощника (известного, как он называет Раскольникова, «лейтенант Порох») и вносит в офис немного сердечности. Раскольников, внезапно охваченный желанием быть очень общительным и приятным, начинает объяснять свою бедность и долг перед хозяйкой.Удивительно, но он вдавался в очень личные подробности, показывая, что домовладелица позволила его I.O.U. стоять на неопределенный срок и отдать ему должное, потому что он был помолвлен с ее дочерью, чья смерть от тифа помешала женитьбе.

Чиновники, кажется, не хотят слышать такие вещи ‹Илья Петрович груб, Никодим Фомич как-то стыдится, а служащий говорит Раскольникову под диктовку разрешить дело с векселем. Раскольникову, каким-то образом почувствовав, что он полностью изолирован и больше ни с кем не может говорить ни о чем, внезапно становится все равно, что о нем думают.Клерк замечает, что Раскольников болен.

Раскольникова вдруг захлестнуло желание признаться во всем Никодиму Фомичу, «только для того, чтобы снять это с себя». Но в этот момент он слышит, как начальник милиции разговаривает с Ильей Петровичем о самом деле. Спорят о подозреваемых: Никодим Фомич считает очевидным, что Кох и студент (Пестряков) не могут быть виноваты, а Илья Петрович с этим не согласен.

Раскольников встает и направляется к двери, но теряет сознание.

Он приходит в себя и оказывается в кресле. Чиновники замечают, что он болен, и Илья Петрович начинает допрашивать его о его действиях и местонахождении накануне. Никодим Фомич возмущен таким подозрением. Раскольникова увольняют, и после его ухода начинается оживленный разговор. Опасаясь обыска в квартире, он спешит домой.

Анализ:

Тема болезни (впервые затронутая в Части первой, Главе 6) начинает проявляться через Раскольникова.В панике Раскольников физически лихорадит и психически дезориентирован, постоянно спрашивая себя: «Что со мной не так?» Он боится болезни потерять рассудок и, кажется, явно страдает от нее. Примечательно, что его паническое замешательство после совершения преступления сопровождается выраженным физическим заболеванием: он засыпает и просыпается, дрожит и теряет сознание в полицейском участке при упоминании о преступлении.

Формирование паранойи Раскольникова ловко воплощается в маленьких событиях, которые постепенно усиливают его ужас.Он оставляет свою окровавленную челку на полу, а затем поражается, что кто-нибудь мог войти и увидеть ее; так же он засыпает, схватившись за тряпки, которые затем замечает Настасья. Приход смотрителя к нему в комнату с вызовом в полицию сразу заставляет его думать, что это «уловка» для его поимки, хотя причин для этого нет, так как ничто не связывает Раскольникова с преступлением. Более того, обсуждение дела на станции вызывает у него такой страх, что он теряет сознание, из-за чего Илья Петрович засыпает его подозрительными вопросами.Все это, безусловно, способствует клаустрофобии в мире Раскольникова.

Его психологическая дилемма связана с его отношениями с религией. Перед тем, как пойти на станцию, он пытается помолиться, но не может; действительно, он почти сразу вскакивает, смеясь над собой. Похоже, он не видит рационального смысла молиться, если он обречен. По дороге на вокзал Раскольников думает признаться: «Я войду, упаду на колени и все расскажу». Он также считает это после того, как закончил свои дела с векселем.Но его желание признаться может быть вызвано не столько искренним раскаянием, сколько просто необходимостью сбросить с груди груз страха. Это подтверждается тем фактом, что он в конечном итоге не признается вообще - если бы он действительно раскаивался в своем преступлении, он бы сделал это.

Поведение Раскольникова, как всегда, отмечено его внутренним расколом, вечным разрывом между его эмоциями и его рассуждениями. Когда он думает признаться Никодиму Фомичу, он говорит себе: «Лучше сделай это не задумываясь!» Как ни странно, Раскольников знает о своем личном расколе.Он знает, что его мышление мешает его (возможно, лучшему) действию. Даже в радости Раскольников действует механически, сохраняя разрыв между своим внешним поведением и внутренними эмоциями. Этот тематический контраст между эмоциями и гиперрационализацией определяет Раскольникова и будет повторяться на протяжении всего романа. Со стороны Достоевского существует неявное суждение о том, что слишком много размышлений и рационалистов и недостаточное внимание к инстинктам и эмоциям создают людей холодных, бессердечных и бесчеловечных.

Chapter 2:

Раскольников с тревогой возвращается в свою комнату, но там никого не было. Он спешит в угол и вытаскивает все украденное, спрятанное за обоями. Запихивая их в карманы, он спешит из квартиры, опасаясь преследования или наблюдения.

Он планировал все это выбросить в канал, но когда он добирается до Екатерининского канала, он так долго ходит взад и вперед, что люди начинают смотреть на него, и он рассуждает, что вещи все равно будут плавать.В конце концов он решает отправиться в менее заметную часть Невы.

Он понимает, что зря потратил драгоценное время и что он «очень отвлекается и забывает», поэтому поспешно уходит. По мере того, как он идет по проспекту, он думает, что нет особой причины, по которой он должен бросать все в воду, и что, возможно, ему следует вместо этого закопать все в лесу.

Он попадает в заброшенный двор и прячет все под камнем. Он уходит и снова наполняется радостью, избавившись от улик.Однако его радость прерывается, когда он выходит на бульвар, где двумя днями ранее он встретил восхищенную девушку и доброго полицейского. Он полон злобы на весь мир.

Его заставляет задуматься вопрос, который внезапно возникает у него: если он действительно контролировал свой разум и совершил преступление с определенной целью, почему он даже не знает, что он приобрел в результате кражи? ? Почему он даже не посмотрел на товары, но подумывал бросить их в воду?

Он решает, что он, должно быть, очень болен, и идет дальше, полный ненависти и отвращения к миру.Он попадает к Разумихину и решает подняться.

Разумихин крайне удивляется, увидев своего угрюмого друга, и почти сразу отмечает его болезнь и крайнюю нищету. Раскольников встает, чтобы уйти, почти сразу после его приезда, еще больше удивив Разумихина и несколько задев его чувства. Расстроенный Раскольников объясняет, что пришел к Разумихину, потому что он добрый и умный, но он понял, что ему ничего не нужно от Разумихина, и он просто хочет, чтобы его оставили в покое.Разумихин пытается поделиться некоторыми из своих переводческих работ с Раскольниковым, который молча принимает их, затем оборачивается, возвращает их и, не говоря ни слова, уходит. Разумихин в ярости кричит на него, но не получает удовлетворительного ответа, а Раскольников безмолвно спускается по лестнице на улицу.

Снаружи Раскольникова хлестали плетью за то, что его чуть не затоптала карета, запряженная лошадьми, когда он бессознательно шел. Он приходит в ярость от оскорбления, над ним смеются, но почти сразу женщина дает ему 20 копеек на благотворительность.

Он идет и останавливается на мосту, чтобы посмотреть на собор, красиво возвышающийся над рекой. Он и раньше останавливался здесь довольно часто, будучи студентом. Раздираемый, Раскольников недоумевает, как это могло быть возможно, чтобы у него когда-либо были те же мысли, что и тогда; он чувствует, что смотрит в свое прошлое. Он бросает 20 копеек в воду и этим жестом отрезает себя от мира. , ,

После нескольких часов ходьбы он возвращается домой и ложится спать. Посреди ночи он слышит ужасную драку за дверью.Он слушает и слышит, к своему изумлению, что Илья Петрович безжалостно избивает хозяйку на лестнице. Собирается толпа. Раскольников парализован страхом и не может запереть дверь. Волнение наконец утихает, Илья Петрович уходит, хозяйка, рыдая, возвращается в свою квартиру, и толпа расходится. Раскольникова мучают страшные вопросы, зачем приехал Илья Петрович.

Он лежит в ужасе, пока не зайдет Настасья с едой. Он спрашивает ее, за что Илья Петрович бил хозяйку, а Настасья странно смотрит на него и не отвечает.В конце концов, она говорит: «Это кровь», что пугает его. Она говорит ему, что хозяйку дома никто не бил и что его собственная кровь вызывает галлюцинации. Наконец он просит воды; но после одного глотка он теряет сознание.

Анализ:

Вода - повторяющийся символ в этом романе. После убийства он решил во время своего бреда бросить украденное в воду, чтобы «смыть все следы, и это будет конец». Что именно «это», не определено.Но мы можем сделать вывод, что вода, очищающий элемент, может смывать пятна, и что решимость Раскольникова может резонировать на более глубоком уровне, чем буквальный, уровне, который говорит о дилемме леди Макбет в трагедии Шекспира. Желание Раскольникова стереть все следы преступления, все вещественные доказательства - это проявление его внутреннего желания очистить душу и свою совесть от преступления.

Кроме того, в предыдущей главе Раскольников мечтал пить прозрачную прохладную воду из оазиса в пустыне.Вода, особенно в пустыне, символизирует жизнь. Раскольников убил, но, бросив улики преступления в воду, он, возможно, надеется вернуть себе жизнь, которую можно рассматривать как потерянную в результате убийства.

Раскольников, в этот день после своего преступления, начинает отрицать доброту. Он отвергает любезное предложение Разумихина о работе и выбрасывает 20 копеек благотворительной женщины. Хотя последнее приводится как единственный пример доброты среди жестокости порки и смеха, и хотя Раскольников взбешен поркой, он все же отвергает деньги.Это может показаться загадкой, поскольку кажется очевидным, что ему нужна помощь, и он явно болен и обеспокоен. Но в пределах своего болезненного разума Раскольников чувствует, что ему невыносимо находиться среди людей, и он гордо отвергает благотворительность. В глубине души он вполне может почувствовать себя недостойным чьей-либо доброты теперь, когда он совершил такой грех.

Заблуждение об избиении хозяйки представляет собой нечто среднее между мечтой Раскольникова о лошади, убийством Алены Ивановны и его страхами.Достоевский создал странно правдоподобную мечту, переплетая одержимость Раскольникова насилием с персонажами, с которыми он так или иначе столкнулся в тот день. Раскольникова, похоже, не трогают, чтобы помочь хозяйке, и никто другой - толпа собирается посмотреть, как он это слышит. (Опять же, это свидетельство отсутствия жалости и сострадания в обществе.) Вместо этого его охватывает страх, что за ним приедет Илья Петрович. Тот факт, что это заблуждение, свидетельствует как о его психологическом ужасе, так и о его физическом недуге.

Глава 3:

Заболевший, Раскольников то и дело теряет сознание и бред. Он знает людей, включая Настасью и кого-то знакомого, которого он не может узнать, вокруг него. Он забывает об убийстве, но знает, что забыл то, что не должен был забывать.

Наконец он приходит в себя и находит Настасью и странного человека у его постели и хозяйку, выглядывающую через дверь. Входит Разумихин. Он представился незнакомцу как «Вразумихин» (объяснения см. В разделе «Анализ») и весело обращается к Раскольникову; очевидно докторЗосимов вылечил Родю через его болезнь.

Незнакомец - агент из купеческой конторы, посланный передать Раскольникову 35 рублей, присланные его матерью. Родя сначала отказывается расписываться за деньги, говоря, что они ему не нужны, но Разумихин смеется и заставляет его расписаться. Агент передает деньги и уходит.

Разумихин, снискавший расположение Настасьи и Прасковьи Павловны, просит у «Настасюшки» еды и продолжает кормить Раскольникова немножко, а себе много.Родя наблюдает и слушает, решив «затаиться» и узнать как можно больше о том, что происходило во время его болезни.

В шутливой шутливой болтовне Разумихин объясняет, что он настолько рассердился после странного визита Раскольникова, что решил выяснить, где он живет, и, обыскав несколько кварталов, наконец пошел в адресное бюро, которое нашло адрес Роди. в течение нескольких минут. Затем он приступил к выяснению всего, что мог о делах Родиона, и познакомился с Ильей Петровичем, Никодимом Фомичем и Александром Григорьевичем Замётовым, служащим отделения милиции.

Он болтает, радуя Настасью и наблюдая за «неожиданным персонажем» Прасковьей Павловной, поведение которой по поводу векселя объясняет. Сам Разумихин пошел к Чебарову, судебному советнику, заявление которого по записке послужило причиной вызова Роди в отделение милиции, и поручился за намерение и платежеспособность Роди, тем самым получив записку от него.

Разумихин в этот момент кладет записку на стол. Одним лишь взглядом, а уж тем более без слова благодарности, Родя поворачивается лицом к стене.Разумихин морщится и сухо извиняется за то, что «снова выставил себя дураком», раздражая Родю болтовней, которую он задумал как развлечение.

Родя спрашивает, был ли Разумихин тем человеком, которого он не узнал в своем бреду; он был. Разумихин сообщает ему, что переехал в этот район. Родя спрашивает, не бредил ли он во время болезни; Разумихин отвечает, что был. Родя с тревогой спрашивает, чем он бредил. Разумихин, удивленный, наконец рассказывает ему: странный набор имен, предметов и мест и странная одержимость носком и челкой.

Разумихин забирает 10 из 35 рублей и, отдавая Родиона заботе Настасьи, уходит. Настасья, не в силах сдержать любопытство и явно очарованная Разумихином, следует за ним вниз, оставляя Родю одного. Он сразу же вскакивает с кровати, чтобы «приступить к делу», но понимает, что не знает, в чем дело. Он задается вопросом, знают ли они, и ломает голову над тем, чтобы вспомнить, что ему нужно сделать.

Внезапно он вспоминает и ищет повсюду носок, бахрому и подкладку кармана, залитые кровью.Носок лежал на кровати, а остальные обрывки лежали в печи, то есть никто не заглядывал туда и, следовательно, их никто не нашел.

Он начинает задавать себе всевозможные вопросы, затем «вспоминает», что он должен бежать, и начинает строить планы, как он заберет деньги и сбежит в другую квартиру или, возможно, в Америку. , , Он думает, что они все знают и выставили охрану снаружи.

Затем он берет оставшееся пиво и пьет. Алкоголь погружает его в приятный сон.

Просыпается от входа Разумихина. Родя тревожится, что он проспал больше шести часов, что озадачивает добродушного Разумихина. Тем не менее, он открывает сверток, который привез с собой, и достает полный подержанный гардероб. Он перебирает все с большим юмором и дает окончательный расчет: 9 рублей 55 копеек, то есть Роде дают 45 копеек сдачей из 10 рублей, которые Разумихин взял ранее. Родя с отвращением слушал всю эту речь и слабо протестует, когда Разумихин и Настасья меняют рубашку; им все равно удается, но он не говорит целых две минуты.Он хочет, чтобы его оставили в покое.

Спрашивает Разумихина, откуда деньги; Разумихин ему напоминает. (Это не первый раз с момента пробуждения, что Роде нужно что-то напоминать.) В комнату входит доктор Зосимов, которого ждал Разумихин.

Анализ:

Умный, добрый Разумихин здесь более определенно входит в роман, как спаситель Роди. Он наведет порядок, чистоту и питание, а, возможно, косвенно и здоровье Роди.Несмотря на грубость и неблагодарность Родя, он упорно помогать ему, потому что он просто полон любви к человечеству. У него появилось несколько друзей из недавней истории Родиона, и он обращается к дамам с нежностью, используя уменьшительные, такие как «Настасюсьха» и «Пашенька», для обозначения или обращения к ним. Ясно, что они его любят, и это, вероятно, немаловажная причина того, почему собственное положение Раскольникова улучшилось.

Знакомство с агентом поднимает интересный момент, касающийся имени Разумихина (обратите внимание, что многие имена в этом романе имеют какое-то значение).«Разумихин» происходит от глагола «рассуждать», а «Вразумихин» происходит от «приводить к разуму». Разумихин может шутить с агентом, а может быть, его имя на самом деле Вразумихин, но в целом его упрощают до Разумихина. Во всяком случае, в какой-то степени Разумихин вернул Родю в разум, наблюдая за ним через его болезнь и бред, пока он не пришел в себя.

Разумихин представляет собой, как уже отмечалось, полную противоположность Раскольникову. Родя молчит, угрюм, подозрителен; Разумихин разговорчив, весел, открыт, всегда готов прийти на помощь.В целом Разумихин более уравновешен, цельнее Раскольникова, который страдает от внутреннего раскола, который привел его к убийству. Любопытно, что Разумихин является тем, кто представляет «разум», в то время как Родя, гордящийся превосходством своего разума, явно потерял контроль над ним (даже символически из-за своей болезни).

Раскольников невозможен ‹полный отвращения, неблагодарный и спешащий к бегству. Его страхи подпитываются бессознательной болтовней Разумихина и замечанием о том, что теперь он знает «все свои сокровенные секреты».«Несмотря на то, что Разумихин знал, что спас свою репутацию, а также свое здоровье, Родя реагирует негативно, потому что ненавидит себя. Ключ к этому можно найти в том, что он редко прерывает рассказ Разумихина о недавних событиях: когда Разумихин упоминает, как успокаивал Раскольников Прасковья Павловна, что он заплатит через свою мать, - перебивает Раскольников, чтобы сказать: «Это моя собственная подлость заставила меня так говорить», и объясняет, что его мать тоже очень бедна и он лгал. неожиданное и нехарактерное прерывание явно указывает на глубокую ненависть к себе со стороны Роди.В глубине души он, вероятно, считает, что его не стоит спасать, и возмущается настойчивыми попытками Разумихина сделать это. Символично, что он даже не хочет менять рубашку - он хочет цепляться за свои старые тряпки, как он цеплялся за окровавленный носок во время болезни. Отказ от прошлой жизни, о котором говорилось в последней главе с избавлением от 20-копеечной монеты, заставляет его обратиться к убийству, единственному, что у него есть сейчас, и он не может смириться с настойчивыми вторжениями Разумихина в его болезненно-клаустрофобную жизнь.

Chapter 4:

Доктор Зосимов - человек «распущенной, пижонской» внешности и вялой претенциозности, но свое дело знает. Проверяет Раскольникова, задает вопросы. Родя угрюм. Зосимов обсуждает состояние Раскольникова с Разумихиным; потом начинают обсуждать новоселье, которое устроит сегодня Разумихин. Оказывается, Разумихин пригласил Порфирия Петровича, своего старого дядю и участкового следователя, а также Замётова, служащего отделения милиции.

Далее Разумихин упоминает, что они с Замётовым «начали что-то вместе», а именно установить невиновность некоего маляра по имени Николай Дементьев, обвиняемого в убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Раскольников парализован. Разумихин закрутился обсуждением дела с Зосимовым. Разумихин очень расстроен тем, как власти «лгут, а затем преклоняются перед собственной ложью», и страстно выступает за другой способ расследования дел, допускающий психологические обстоятельства в интерпретации фактов.

Он переходит к подробному описанию рассказа Николая Дементьева (Николая). Он был одним из художников, работавших на втором этаже лестницы Алены Ивановны. Он заложил пару золотых сережек человеку по имени Душкин, который с подозрением отнесся к их происхождению и предупредил власти. Николай был пойман при попытке повеситься и допрошен властями. Когда они спросили, почему он сбежал от Душкина, он ответил, что боялся «наложить на меня закон», на что они спросили, почему он бы испугался, если бы ему нечего было скрывать.Это особенно бесит Разумихина.

Он продолжает рассказывать историю. У Миколая произошла дружеская перепалка с Митреем, своим товарищем по живописи, а затем он вернулся в комнату, которую они рисовали, и обнаружил коробку с серьгами на полу за дверью. Тут просыпается Раскольников и испуганно вскрикивает, удивляя Разумихина. Но он заканчивает рассказ: Николай взял серьги, заложил их и устроил запой. Однако он продолжает говорить властям, что ничего не знал об убийстве до трех дней после того, как оно произошло.

Разумихин яростно возмущен тем, что Николая окрестили убийцей, и пытается объяснить, как Николай говорил всю правду. Он воспринимает инцидент со стычкой с Митреем, которая была ребячливой и произошла в присутствии других людей, как доказательство того, что Миколай не мог быть в настроении человека, только что совершившего кровавое убийство. Зосимов соглашается, но указывает, что серьги идут против Николая и что его никто не видел, пока Кох и Пестряков, студент, были наверху у дверей старухи.

Когда Зосимов просит Разумихина объяснить, Разумихин заявляет, что настоящий убийца, должно быть, спрятался от Коха и Пестрякова в пустой квартире после того, как Николай и Митрей покинули ее, бросили ящик и спокойно вышли из дома, чтобы его не заметили. ,

В этот момент входит незнакомец.

Анализ:

Обостренное чувство пародийного юмора Достоевского обыгрывается с юмористическими зарисовками персонажа Зосимова. Снаружи он довольно толстый, как патока, и вызывающе претенциозен как в одежде, так и в манерах.Его речи о Раскольникове - это не столько речи, сколько паузы, перемежающиеся фразами ‹а иногда и взаимно противоречащими друг другу фразами (« Я бы завтра его не сдвинул, хотя, может,… немного… ну, посмотрим »). , Но Достоевский также намеренно создает впечатление, что Зосимов умнее, чем кажется. Общеизвестно, что Зосимов знает свое дело, и некоторые его собственные слова говорят о его остром уме. Он говорит, что интересуется делом об убийстве «по определенной причине», и смотрит на Раскольникова, когда Разумихин упоминает, как Родя упал в обморок в отделении милиции во время обсуждения дела.Он также знает, что Раскольников не «дремал», как предполагает Разумихин, когда внезапно вспыхивает тревогой из-за серег за дверью пустой квартиры. У нас складывается ощущение, что Зосимов наблюдает и объединяет свои собственные идеи относительно Раскольникова и его интереса к делу об убийстве.

И снова Родя не может спастись от своего преступления: даже его друг и врач обсуждают это в его комнате. Разумихин, должно быть, пугает Роди, использует свой разум (еще раз обратите внимание на значение его имени) и психологические факты, чтобы правильно разобраться в этом деле.В некотором смысле роман посвящен психологии преступности (хотя он также затрагивает ряд других тем). Вина Родиона и его стремление избежать обнаружения приближается к нему, поскольку весь его мир, кажется, начинает вращаться вокруг этого дела.

Разумихин находится в вечном поиске понимания и истины. Он кричит Зосимову: «Эх, прогрессивные тупицы, вы действительно ничего не понимаете! Вы унижаете человека и вредите себе…». Хотя этот комментарий не был вдохновлен делом об убийстве, он все же, кажется, резонирует как с отрицанием Достоевским западного «прогресса», так и с идеей о том, что такая наука и методология без человеческого понимания могут омрачить истину и разрушить жизни.Пылка Разумихина по поводу правды и лжи предполагает, что ему свойственен поиск истины; будучи честным и порядочным человеком, может быть, даже великим человеком и по-своему героем, он всегда ищет истины и справедливости. Опять же, он и Родя - почти полные противоположности: Родя стремился к величию преступлением, а Разумихин достиг его (или воли) добрыми делами и жизнью доброты и сострадания.

,

Преступление и наказание Часть третья, главы 1-6 Резюме и анализ

Глава 1:

Родя оправился от обморока и обнаружил, что его мать, Пульхерия Александровна, и его сестра Дуня (Авдотья Романовна) смотрят на него со страхом и тревогой. , Он велит им пойти домой с Разумихиным и вернуться завтра. Естественно они расстроены. Родя рассказывает о своей встрече с Лужиным, о том, как он его выгнал, и что Дуня должна выбирать между ними.

Разумихин кричит на него, но Родя не отвечает.Разумихин уводит женщин наружу. Он не чувствовал воздействия алкоголя раньше, когда шел с Родей домой, но теперь он чувствует себя пьяным вдвое больше, чем следовало бы, от поразительной красоты Дуни. Женщины немного боятся его нетерпеливых споров, сокрушающей хватки руки и дикого взгляда, но вскоре они уверены в его здравом смысле и намерениях.

Разумихин обещает сопроводить их домой, снова зайти к Роде и доложить им в течение 15 минут после этого; после чего он утащит Зосимова с вечеринки, поставит ему диагноз и вернет его к дамам, чтобы тоже доложить.Дуня помогает ему переубедить ее мать, за что он восторженно благодарен, и он вынимает их, предсказывая, как Пульхерия Александровна озабочена его состоянием, и изливает душу со всей откровенностью.

Затем он переходит к лжи и тому, как это хорошо, потому что в конечном итоге это приведет вас к правде, и комично требует: «Верно? Я прав? Я прав?» Дуня следит за аргументами и отвечает, что он прав, хотя она не во всем с ним согласна, вызывая еще один восторженный взрыв благодарности от Разумихина, который тут же встает перед ней на колени, чтобы поцеловать ее руки.

Они прибывают в комнаты, которые Лужин забронировал для дам, и Разумихин с негодованием начинает критиковать Лужина, его проверяет Пульхерия Александровна, но снова приходит к выводу, что Лужин «не на благородном пути». Продолжая болтать, он провожает дам в их комнату, а затем уходит по своим делам.

Пульхерия Александровна беспокоится о способности Разумихина выполнять эти поручения, а также о болезни Роди и странно раздражительной личности. Дуня пытается ее успокоить, хотя знает, что Родя не изменит своего мнения о Лужине.

Через 20 минут Разумихин сообщает, что Родя спит, а затем уезжает за Зосимовым. Женщины несколько успокоены. Примерно через час возвращается Разумихин с Зосимовым, который дает отчет и пытается успокоить их о здоровье и выздоровлении Роди.

Когда двое мужчин уходят, Зосимов комментирует, «какая восхитительная девушка» Дуня, и в награду за это Разумихин в ярости летает ему в горло. Зосимов отбивается, смотрит на него, потом от души смеется.

Разумихин говорит Зосимову, что знает, что он «грязный бабник», и говорит ему, чтобы он провел некоторое время с Прасковьей Павловной и заставил ее почувствовать себя особенной, <чтобы освободить себя, Разумихин, от зависимости Прасковьи Павловны от того, чтобы кто-то «сидел рядом» к ней и вздох ". Они вдвоем ночуют в доме Раскольникова.

Анализ:

И снова Разумихин демонстрирует свою сверхъестественную способность читать мысли людей, когда догадывается, что Пульхерия Александровна задается вопросом, сможет ли он выполнить все свои обещания, видя, насколько он пьян.Кроме того, у него было необъяснимое «предчувствие»: когда он умолял дам подружиться с ним, он говорит: «Я хочу, чтобы это было так ... У меня было предчувствие ... В прошлом году был определенный момент. Впрочем, это вовсе не предчувствие, потому что ты как будто упал с неба ». Он уже поставлен на роль «Провидения» и для нее, и для Дуни, учитывая то, что они знают о его заботе об их любимой Роде; и его стремление позаботиться о них, даже если не учитывать его внезапную влюбленность в Дуню, только усилит эту роль.Он их спаситель, как и Роди, особенно сейчас, когда Родя находится в таком неожиданном состоянии, и с ним нужно обращаться осторожно.

Разумихину не привыкать к открытости, но его внезапная уязвимость перед Дуней делает его привлекательно очаровательным, особенно в отличие от его физических размеров. Его «бессвязные и пылкие утешения» делают его очень близким к признанию своего влечения к Дуне; в самом деле, его «пьяная» неуклюжесть прямо заявляет об этом, настолько осторожен он старается быть. Его речь и реакция на нее комичны, особенно когда она соглашается с ним в иногда очень очевидных моментах (например, что дамы должны оставить Родю на его попечение на ночь): «Так ты., , ты . , , ты понимаешь меня, потому что ты ангел! »Назвать ее« ангелом »и сказать, что она спустилась« с неба », означает, что, хотя Разумихин, неожиданно, является спасительной фигурой для других - возможно, что-то вроде самого ангела-хранителя‹ он видит в Дунье своего рода спасение для него. «Я недостоин любить тебя, - говорит он ей, - но поклоняться тебе - долг каждого мужчины. , . »

Среди второстепенных тем, которых он затрагивает в своем безумном полете, Разумихин снова поднимает свою любимую тему: ложь против правды.Его слова о лжи разрознены и кажутся противоречащими его более ранней борьбе за правду; как-то он утверждает, что истина в конце концов открывается с помощью лжи. «Ложь - вот что делает меня мужчиной», - кричит он, но мы знаем, что Разумихин максимально честен, за исключением небольшой белой лжи, которую он говорит, чтобы помочь людям или заставить их принять его помощь. Суть его аргументов заключается в другой теме Достоевского - в прогрессе. По его словам, люди в партии Разумихина «настаивают на полной безличности», имея в виду, что они стремятся «меньше всего походить на [самих себя]».«Ложь придает индивидуальность каждому человеку:« соврать по-своему почти лучше, чем говорить правду по-другому ». Похоже, что главный аргумент Разумихина заключается в том, что люди слепо принимают то, что им говорят. Это характерно для ; но многое из того, что он говорит, не соответствует действительности. Неясно, саркастичен ли он или действительно слишком опьянен Дуней и вином, чтобы приводить последовательные аргументы. Красавица Дуни.

Глава 2:

На следующее утро Разумихин просыпается в ужасном состоянии и потому, что его мечта жениться на Дунье невозможна, и потому, что ему стыдно за то, что он ругал ее жениха перед ней и поступил глупо в своем опьянении.

Хотя он мрачно решает, что никогда не сможет стереть сказанное, он одевается и тщательно моется. Он чувствует, какой он грубый и грубый, и думает, что даже если бы он был порядочным человеком, этого бы Дуне было мало.

Входит Зосимов, обсуждают состояние Раскольникова. Зосимов характеризует его как мономана и ипохондрика. Он сообщает, что Замётов рассказал Порфирию Петровичу, дяде Разумихина, о своей встрече с Раскольниковым.

Разумихин идет к Пульхерии Александровне и Дуне и входит, весь покрытый темным стыдом. Но дамы встречают его с такой благодарностью и уважением, что он смущается, но приятно. Он докладывает о Роде, и они садятся пить чай.

Дамы засыпают его вопросами о жизни Роди за последний год, и он отвечает на них, опуская то, что, по его мнению, следует опустить. Пульхерия Александровна устанавливает знакомство, узнавая полное имя Разумихина, Дмитрий Прокофич, а затем бросает ему шквал тревожных вопросов, обеспокоенных неожиданным характером и появлением Роди. Разумихин честно и весьма метко оценивает свой характер (что больно его матери). Когда Дуня считает, что Роде нужно кого-то любить, Разумихин мрачно говорит ей, что «он никого не любит и, может быть, никогда не полюбит»."

Они кратко обсуждают мертвую бывшую невесту Роди, которая, по всей видимости, была не очень красивой или здоровой, и Разумихин приходит к выводу, что все это не имело особого смысла. Пульхерия Александровна спрашивает о сцене между Родей и Лужиным; Разумихин подробно рассказывает о Лужина и даже обвиняет Родю в намеренном оскорблении человека.Когда мать спрашивает Разумихина, что думает о Лужине, Разумихин отвечает, что он, должно быть, достоин, раз уж Дуня его выбрала.Он останавливается, стыдясь своего вчерашнего поведения; Дуня тоже краснеет. ,

Затем мать показывает Разумихину записку, отправленную им тем утром Лужиным. Лужин просит о встрече с ними в 20:00 и настаивает, чтобы Роди не было, а то он уйдет. Он добавляет, что Родя выглядел таким больным, когда приезжал, но потом ушел, как он знает, потому что встретил его в квартире Мармеладова; там, пишет он, Родя отдал 25 рублей «с трудом добытые деньги Пульхерии Александровны» дочери, «девушке с дурной славой ... под предлогом похорон.

Пульхерия Александровна просит мнения Разумихина о том, что делать. Он велит ей последовать решению Дуни, а именно, чтобы оба мужчины пришли той же ночью в 8:00.

Они все собираются и идут в квартиру Роди к нему. Пульхерия Александровна, на самом деле боясь увидеть собственного сына, спрашивает Разумихина, кого, по ее словам, она считает частью семьи, к его радости, как себя вести с Родей, и он пытается ее посоветовать. Когда они приедут, он идет посмотреть, не спит ли Родя.

Анализ:

Описание Разумихиным характера Раскольникова, как уже отмечалось, весьма уместно. Хотя Родя «угрюм и высокомерен», он также «великодушен и добр» - мы видели все подобные стороны его характера в тех местах, о которых Разумихин не может знать (например, доброта Роди к Мармеладовым). Многократное описание Разумихина подчеркивает и прямо ссылается на раскол в Раскольникове: иногда это «как если бы в нем действительно были два противоположных персонажа, меняющих друг друга местами».«Мы видели это довольно ясно; то, что Разумихин, который постоянно подвергается грубости и неблагодарности Роди и который не видел Родю несколько месяцев, тоже может это видеть, является свидетельством его замечательной ясности видения.

Характер Дуни, находясь в в некоторых отношениях, аналогичных ее брату (оба гордые, умные, в какой-то степени высокомерны), более обоснованно и, следовательно, более благородно.Разумихин опасался, что она будет смотреть на него с издевательским презрением после его пьяного поведения накануне вечером; такое поведение могло бы можно ожидать от мрачного Роди.Но у Дуни больше перспективы, она не заперлась, чтобы раздумывать над бесплодными вопросами и развить мономанию. Сострадательная и самоотверженная, Дуня легко распознает доброту в других и принимает ее с благодарностью.

Точно так же Разумихин снова разительно контрастирует с Родей. Родя высокомерен до мономании. С другой стороны, Разумихин в первой части главы ругает себя за то, что так плохо себя вел с Дуней, хотя на самом деле все, что он сказал или сделал, не было грубым (в худшем случае это было неприлично, но никогда не было жестким или преднамеренно грубым).Его размышления о том, насколько низко он по сравнению с ней, также служат, чтобы показать нам его истинное смирение, даже несмотря на то, что он сам пытается опровергнуть это, грубо отказываясь бриться и делая вид, что ему все равно, если он грубый.

За то, что он вообще не фигурирует в этой главе, Родя, безусловно, хорошо разбирается. Помимо описания Разумихиным своего персонажа матери и сестре, Зосимов высказывает Разумихину свое личное мнение о состоянии Роди. Хороший врач, хотя и не подозревает Родю в убийстве, все же указывает на причину своей болезни: «Вся исходная точка болезни могла быть именно здесь!» Он знает, что Родя страдает мономанией, и это полностью разрушило его точку зрения; он также отмечает «бешеное, исключительное тщеславие» Роди, которое, конечно же, способствовало его мономании, болезни и преступности.

В конце главы проводится небольшая, но интересная параллель с предыдущим эпизодом. Пульхерия Александровна и Дуня выходят на четвертый этаж дома Роди и видят «два быстрых черных глаза ... разглядывающих их обоих из темноты». Хотя это, вероятно, связано с тем, что, как заметил Разумихин, Прасковья Павловна ревнует к другим женщинам, которые могли привлечь внимание Разумихина, этот инцидент отражает встречу Роди с Аленой Ивановной в самом начале книги.

Глава 3:

Когда входят дамы и их проводник, их встречает веселый и оптимистичный Зосимов и вид только что вымытого и одетого Родя. Физически он почти выздоровел, но выглядит обеспокоенным и неохотно говорит.

Он светится, чтобы поприветствовать свою семью, но это длится недолго, и Зосимов с удивлением замечает, что Родя, похоже, смиряется с некоторыми пытками. Зосимов пытается поговорить с Родей о его выздоровлении, но Родя холоден и высокомерен.

Родион разговаривает с матерью и друзьями так, как будто он что-то заучивает, хотя берет Дуню за руку с искренней улыбкой, что делает всех как-то необычайно счастливыми. И все же Пульхерия Александровна чувствует, что чего-то боится, хотя и не знает чего. Дуня замечает отсутствие настоящих эмоций в словах Роди.

Родя рассказывает им о том, как он отдал свои деньги Катерине Ивановне. Он извиняется, говоря, что не имел права отдавать его, и говорит: «Прежде чем помогать людям, нужно сначала иметь право., , Правильно, Дуня? »Но Дуня не соглашается, и он смотрит на нее с насмешкой и почти ненавистью.

Весь разговор был до странности напряженным, и все это чувствуют. Пульхерия Александровна заполняет неловкое молчание новостью о смерти Марфы Петровны Свидригайловой. Родя раздраженно прерывает мать, и Дуня упрекает его, говоря, что все его боятся. Это причиняет ему боль, как и воспоминание о том, что он никогда по-настоящему не сможет поговорить ни с ними, ни с кем-либо еще. Он почти уходит, но его поймают. ,

Вскоре после этого Зосимов уезжает. Родя дразнит Разумихина, спрашивая Дуню, нравится ли он ей. Разумихин встает, но Родя заставляет его остаться. Они обсуждают невесту Роди. Опять разговор натянутый. Родя повторяет Дуне, что она должна выбрать между ним и Лужиным. Дуня говорит ему, что он ошибается, думая, что она выходит замуж за Лужина, потому что хочет пожертвовать собой ради кого-то другого, но он ей не верит. Они вступают в спор и обмениваются резкими словами, и Роде показывают письмо Лужина.

Комментируя стиль письма, Раскольников указывает, что Лужин пригрозил бросить дам, если Родя будет присутствовать на их встрече, и опровергает «клевету» на то, что Родя сам отдал свои деньги якобы Соне.

Хотя Дуня этого не говорит, она уже приняла решение. Она просит Родю и Разумихина присутствовать на встрече в 8:00.

Анализ:

У Дуни и Роди есть пара существенных разногласий, раскрывающих характер персонажей в этой главе.В первую очередь о добрых делах. Родя говорит, что сделал нечто «непростительное», раздав ему деньги, которые наскребла ему мать, многозначительно объясняя: «Прежде чем помогать людям, надо сначала иметь право ... Верно, Дуня?» Мы уже видели это раньше: в предыдущих главах Родя побуждали помочь изнасилованной пьяной девушке и не позволить Дуне выйти замуж за Лужина; но в обоих случаях он сдерживался, спрашивая себя, имеет ли он право на это.

Естественно, Дуня не согласна, потому что «иметь право кому-то помогать» совершенно неуместно.И все же Родя презирает ее несогласие, бормоча: «Значит, и ты ... имеешь свои представления! Я должен был это понять ...» Он не видит горькой иронии в том, что его собственные «представления» привели его к убийству и психологической травме.

Второе разногласие связано с помолвкой Дуни с Лужиным. Апогеем спора является ее гневная речь, в которой она указывает на собственные предположения и поведение Роди. «Почему вы требуете от меня героизма, которого даже в себе нет?» она плачет точнее, чем она думает.Это еще раз подчеркивает двойной стандарт самопожертвования: мужчины ожидают, что женщины принесут себя в жертву, но никогда не ожидают этого. Следующий выпад Дуни - «Если я кого-нибудь погублю, то это буду только я ... Я еще не пошел и никого не вонзил!» ‹Демонстрирует разделительную линию между мужчинами и женщинами в этом романе и ужасно падает на ее брат. Женщины губят себя; мужчины (или хотя бы Родя) губят и даже убивают других. Подразумевается, что для того, чтобы разрушить себя, требуется гораздо больше смелости, чем для уничтожения другого; и поэтому большинство женщин в этом романе, по сути, все важные из них, храбрее мужчин.

Родю больно его ложь о том, что он и его семья в будущем смогут разговаривать столько, сколько захотят, не из-за разлуки с близкими, а потому, что ему снова приходит в голову, что он никогда не сможет говорить с кем угодно о чем-нибудь снова. Это ощущение впервые поразило его в отделении милиции на следующий день после убийства. Отрезав себя от всех, особенно от своей семьи (которая, как он сомневается, сможет когда-либо его простить), он больше страдает от собственной изоляции, чем от потери семьи.

Глава 4:

Дверь открывается, и входит девушка. Это Соня (Софья Семеновна Мармеладова). Она одета скромно и скудно и чуть не уходит, увидев столько людей. Родя обращается к ней и вдруг тоже смущается.

Он смотрит на нее, вспоминая, что его мать и сестра слышали о ней как о «девушке с дурной славой», и жалеют ее. Он просит ее сесть, и она делает это, но после нескольких мгновений растущего замешательства она снова встает и просит Родю присутствовать на панихиде и поминальной трапезе Мармеладова на следующее утро.Он говорит, что попытается, затем просит ее снова сесть, поскольку он хочет поговорить с ней.

Он намеренно представляет ее своей матери и сестре. Она смущена, но он пытается завязать разговор, спрашивая о похоронах. Он изучает ее. Она невинна и похожа на ребенка.

Соня оговорилась, что Родя отдал им все, что у него было, от чего Дуня и Пульхерия Александровна несколько оживились. Затем мать встает, чтобы они с Дуней могли уйти. Родя просит Разумихина задержаться; Пульхерия Александровна приглашает его на обед с секундантом Дуни.

Пульхерия Александровна не совсем кланяется Соне, хотя и хочет, и спешит. Дуня полностью и вежливо кланяется девушке, которая отвечает крайне смущенно. Родя снова берет Дуню за руку, и его семья уезжает. Он возвращается к Соне посвежевшим и веселым.

Пульхерия Александровна и Дуня сразу после отъезда обсуждают визит, Родю и его состояние. Пульхерия Александровна переживает за Соню, чем злит Дуню. Когда мать ломает голову над разницей между рассказом Лужина о Соне и отношением Роди к ней, Дуня резко говорит, что Лужин «никчемный сплетник», и заканчивает разговор.

В квартире Родя спрашивает Разумихина о своем дяде Порфирии Петровиче, приписанном к делу об убийстве. Он говорит Разумихину, что ему нужно вернуть отцовские часы, которые он заложил, перед обедом. Они соглашаются навестить Порфирия.

Родя представляет Соню и Разумихина и говорит Соне, что в этот день к ней приедет. Он спрашивает ее адрес. Оба они как-то смущены или застенчивы; Родя хочет посмотреть в ее спокойные, ясные глаза, но не может.Они расстаются на улице.

Соня спешит, глубоко задумываясь обо всем, что произошло. Она чувствует то, чего никогда раньше не чувствовала. Ее сердце замирает, когда она думает, что Родя идет к ней в комнату и видит, чем она зарабатывает на жизнь.

Соню преследует незнакомец, который проявил глубокий интерес к небольшой группе, услышав, как она обращается к Роде как «господин Раскольников». Этот человек замечает дом Роди и, думая, что Соня кажется знакомой, идет за ней домой. Оказывается, они живут в одном доме, почти по соседству.Он радостно приветствует ее и сообщает, что он новичок в Петербурге.

Разумихин тем временем очень взволнован, что они с Родей едут в Порфирий. Родя внимательно и подозрительно наблюдает за ним, легко отвечая на расспросы Разумихина о его отношениях с ростовщиком. Разумихин ускользает от того, что Порфирий, который «любит обманывать людей», был очень заинтересован во встрече с Родей и что в прошлом году он раскрыл дело об убийстве, где «все следы были потеряны.«Родя нервничает. Он маскирует это, дразня Разумихина насчет Дуни, и входит в квартиру Порфирия, громко смеясь ... именно так, как он хотел. воспитывалась в нищете, у отца-алкоголика и чахоточной, иногда агрессивной мачехи, и, несмотря на то, что она стала проституткой, Соню снова и снова описывают как ребенка. Физически она хрупкая, глаза тихие. и ясный; она в чем-то привлекательна из-за этой странно сохраненной невинности.Она необычайно робка и считает себя ниже всех; ее боль от доброго поклона Дуни отражает эту неловкость. Это также отражает боль Раскольникова из-за настойчивой доброты Разумихина, которая, как мы можем предположить, также порождена чувством собственной недостойности.

Родя явно тянется к Соне по причинам, которые он сам может пока не понять. Вполне вероятно, что она представляет спасение его частному случаю: он запятнан грехом и несчастьем, и, хотя она также погрязла в грехе и страданиях, она каким-то образом сохранила чистоту души.Он хочет посмотреть ей в глаза, но не может; это может указывать на то, что он испытывает к ней романтическое влечение и потому, что она представляет ему ангела-спасителя. Это соответствует взгляду Разумихина на Дуню. Фактически, когда Родя говорит: «Верно? Верно? Не так ли?» Соне его слова повторяют горячие мольбы Разумихина накануне вечером.

Последний раздел главы, где Родя и Разумихин направляются к Порфирию, представляет собой замечательный портрет игры, в которую играет Раскольников.Еще раз: то, что снаружи, не соответствует тому, что происходит внутри; Мысли Раскольникова - третий, пусть и в скобках, голос в диалоге между ним и Разумихиным. Он делает вид, что здоров, и на этот раз разговорчив, а на самом деле незаметно выжимает информацию из Разумихина и интерпретирует каждое его слово. Ум Роди мы видим в молниеносной скорости, с которой он изобретает свой дразнящий маневр, призванный не столько раздражать Разумихина, сколько представить его Порфирию смеющимся, беззаботным, психологически чистым человеком.

Глава 5:

Раскольников и Разумихин входят в квартиру Порфирия, первый пытается сдержать смех, второй затрудняет его своим смешным видом. Несмотря на естественность сцены, Родя потрясен, увидев в комнате Замётова и Порфирия.

Он представляется Порфирию. Разумихин выражает удивление присутствием Замётова, спрашивая, как давно они знакомы. Родя понимает это, а также очевидное беспокойство Замётова при ответе.

Садятся за дело. Порфирий и Родя внимательно наблюдают друг за другом. В какой-то момент Порфирий бросает на Родю взгляд и, возможно, подмигивает, посылая мысль «Он знает!» через Родю.

Он пытается сохранить самообладание. Разумихин вступает в разговор, неуклюже пытаясь бросить очень очевидные намеки на то, что у Роди были разные причины для его отмеченной реакции на что-либо, связанное с делом об убийстве.

Порфирий холодно сообщает, что ждёт Родю., , потому что его вещи были завернуты в бумагу и помечены его именем. Родя начинает скользить, теряя уверенность в своей разговорной хитрости. Он теряет самообладание и затем контролирует некоторые из своих слов, отваживаясь на дерзкие и дерзкие комментарии.

Порфирий идет за чаем, а Родя пытается успокоить его мысли, но они стремительно летят сквозь паранойю в его голове.

Порфирий возвращается, более веселый, и начинается обсуждение темы вчерашней дискуссии: «Существует ли преступление?» Разумихин, как всегда, заводится и насмехается над Порфирием, он говорит Роде, что Порфирий любит подшучивать над людьми и дезориентировать их психологически.

Порфирий сообщает Роде, что он прочитал написанную Родей статью «О преступлении», которая была опубликована в журнале «Периодический дискурс». Родя удивлен, что ни разу не представил его в тот журнал; Оказывается, журнал, в который он ее подал, слился с журналом, в котором она была опубликована. Он был опубликован два месяца назад, и Родя ничего о нем не знал.

Порфирий дает свою интерпретацию статьи, которую Родя видит как намеренно искаженную версию того, что он хотел сказать.Он понимает, что Порфирий пытается заманить его в ловушку, и принимает вызов. Он объясняет свою статью, которая в основном касается психологического состояния преступника до, во время и после преступления, но также раскрывает идею о том, что человечество делится на «обычных» и «необычных» людей. Последние, по его теории, имеют неотъемлемое право «переступать» любые препятствия на пути к реализации своих идей. Поскольку на протяжении всей истории все великие основатели и лидеры проливали огромное количество крови, преследуя свои цели, Раскольников утверждает, что любой из «экстраординарной» категории - те, кто, по его словам, может «сказать что-то новое», должен быть преступником, разрушитель старого.Если исполнение этого «нового слова» зависит от кровопролития, человек по своей совести имеет право пролить эту кровь.

Родя приятно заверяет Порфирия и компанию, что беспокоиться не о чем, так как «массы» наказывают тех, кто думает, что имеет это право. Порфирий спрашивает его. Разумихина беспокоит мысль о пролитии крови «по совести». Родя отмечает, что преступник (теоретически) может страдать сколько угодно.

Перед тем, как Родя собирается уходить, Порфирий спрашивает его, считал ли он себя одним из тех «необычных» людей, когда писал статью.Родя отвечает на его вопросы холодно и спокойно, кроме последнего. После молчания он поворачивается, чтобы уйти. Порфирий приглашает его на следующий день в свой кабинет. Затем он пытается поймать Родю одним последним вопросом, но Родя обнаруживает ловушку и успешно уклоняется от нее. Он и Разумихин уезжают.

Анализ:

Обсуждение статьи Раскольникова о преступлении имеет ключевое значение для понимания того, почему, в конце концов, он совершил убийства. Его высокомерие и презрение к другим, его мономания и подозрительный эгоизм - все это указывало на чувство превосходства.Хотя он не вполне признается в этом Порфирию, Родя считал себя одним из тех «необычных» людей, которые думают по-новому и поэтому имеют право переступать через тела на своем пути. Это показывает, что он думает или считал себя преступником от природы, а также человеком превосходных способностей. Таким образом, он изолирован от всех не только из-за своего преступления, но и благодаря логическому процессу, который его к нему привел.

И снова Достоевскому удается проскользнуть в некоторый социальный комментарий через аргументы Разумихина о социализме и преступности.Социалисты, говорит он, полагают, что, как только их система будет принята, преступность исчезнет. Но основная проблема, как он утверждает, состоит в том, что социализм не принимает во внимание природу и историю. Он «сразу организует все человечество и мгновенно сделает его праведным и безгрешным, скорее, чем любой жизненный процесс, без всякого исторического и жизненного пути!» Другими словами, это все слова и теории, а не осуществимость. Достоевский еще раз тонко указывает, что опасность новых социальных наук состоит в том, что они отвергают уроки прошлого и поэтому дают обещания, которые невозможно сдержать.(И опять же, его, кажется, подтверждает провал советского эксперимента в России.)

Странно, что Порфирия заклеймили лжецом и что он родственник Разумихина. Но совсем скоро можно увидеть, что Порфирий во многом полностью противоположен Разумихину. Разумихин неуклюж, постоянно ляпает из-за чрезмерной честности и откровенности. Порфирий же хитрый, совсем не открытый, и его настроение меняется тонко и необъяснимо. В конце главы он пытается в последний раз поймать Раскольникова, спрашивая, видел ли он художников, когда в последний раз ходил к ломбарду, хотя последний известный визит Роди был за два дня до того, как художники были бы там.Родя разбирается и невинно отвечает; Разумихин громко восклицает в связи с ошибкой Порфирия «что с тобой?», Не подозревая, что его родственник намеренно искажает факты, чтобы поймать своего друга на лжи. Когда Порфирий хлопает себя по лбу и извиняется за то, что сбил с толку, Разумихин все еще не читает его, а говорит «быть осторожнее». Молодой человек сам настолько честен, что не может понять нечестности в других.

Паранойя Роди с большой силой проявляется во внутреннем монологе, происходящем, когда Порфирий идет за чаем.В отличие от его внешнего поведения, его мысли дикие, беспорядочные, неистовые. Его мысль о том, что он признается «и тогда ты увидишь, как я тебя презираю», довольно странна, но раскрывает его ощущение того, что он животное в ловушке; в отчаянии самосохранения он даже пытается наделить признание надменной гордостью. Однако он понимает, что это может быть паранойя, и пытается успокоиться, уравновесить свое восприятие. Однако он не может не сомневаться в себе. Он все еще что-то чувствует в их тоне и отчаянно пытается понять, почему Порфирий подмигнул бы ему.Он разглагольствует о Замётове и лихорадочно задается вопросом, знает ли Порфирий о его визите в квартиру накануне. Вопросы и восклицания натыкаются друг на друга, что еще больше усиливается из-за их неумолимой спешки.

Глава 6:

По пути к Дуне и ее матери Родя пытается указать Разумихину, что Порфирий и Замётов подозревают его в убийствах и пытаются поймать на уловке. Разумихин не желает верить в это, хотя признает, что некоторое время видел в них это подозрение.

Несмотря на то, что во время этого обсуждения он почувствовал себя воодушевленным, Родя бледнеет, когда они подходят к Бакалееву, ночлежке, в которой живет его семья. Он вдруг говорит Разумихину, чтобы он ехал, и что ему есть чем заняться, и он вернется через полчаса.

Родя возвращается в свою квартиру и торопливо проверяет за обоями, не оставил ли он что-нибудь. Он ничего не находит. Дезориентированный, он снова идет к Бакалееву.

У ворот смотритель громко показывает Родю на некоего торговца, который смотрит на него и молча выходит на улицу.Встревоженный Родя спрашивает, чего он хотел; смотритель говорит ему, что мужчина спрашивал о нем.

Родя бросается к мужчине, догоняет его, и они некоторое время идут бок о бок, не говоря ни слова. Потом Родя спрашивает, чего хочет мужчина. Нет ответа; - снова спрашивает он, запинаясь, не понимая.

Затем мужчина смотрит на него и мягко, но отчетливо говорит: «Убийца!»

Родя в ужасе пытается спросить, кого он имеет в виду, но тот настаивает, что Раскольников - убийца, и уходит.

Слабый, Родя возвращается в свою комнатку и ложится. Он закрывает глаза и на самом деле ни о чем не думает, просто позволяет мыслям плыть сквозь него.

Он слышит, как входит Разумихин и делает вид, что спит. Разумихин уходит.

Родя лихорадочно задается вопросом, кто этот человек, и догадывается, что он все знает. Затем он с горечью обижается на себя за то, что осмелился убить, когда он «заранее знал», что какая-то мелочь его погубит. У него бывает ужасный момент ясности, когда он сравнивает подвиги Наполеона с его смехотворно низким и бессмысленным преступлением.

Далее следует более резкое и ясное размышление о том, что он сделал и чего не сделал. Он говорит, что убил, но не «перешагнул»; и ему даже не удалось убить. Он с некоторой радостью называет себя вшей. Ему интересно, почему он теперь ненавидит свою мать и сестру; он ненавидит Алену Ивановну; но он сожалеет о Лизавете, а потом начинает думать о «нежной Соне».

Он уходит в небытие и не знает, как он оказался на улице. Он идет с чувством, что ему нужно что-то сделать быстро, но он не знает что.Он видит, как мужчина через улицу машет ему, но когда он подходит к нему, мужчина внезапно поворачивается и идет дальше, как будто не махнул Раскольникову. Родя следует за ним и, подойдя ближе, понимает, что это тот торговец, который назвал его убийцей. Родя отступает, но продолжает следовать за ним.

Он идет за ним в дом и поднимается по лестнице ‹и понимает, что это дом Алены Ивановны. Ее квартира распахнута настежь, и он входит. Он стоит и долго ждет, пока не увидит что-то похожее на шаль в углу.Он подходит к ней и находит за ней кого-то: это Алена Ивановна, согнувшись в кресле. Он идет к ней, а она не смотрит. Он вынимает «топор» из пальто и бьет ее по голове; но она не отвечает на его удары. Он пытается взглянуть на ее лицо ‹и обнаруживает, что она смеется над ним. Кажется, он тоже слышит смех и шепот из спальни. В ярости, он бьет ее снова и снова, но безрезультатно; смех и шепот нарастают. Люди толпятся в подъезде и молча смотрят.Он больше не может двигаться.

Он просыпается. Странный мужчина стоит у его двери и наблюдает за ним. Родя делает вид, что спит. Мужчина входит, закрывает за собой дверь, и садится рядом с ним. Наконец Родя не выдерживает, садится и спрашивает, чем он занимается. Мужчина представляется: это Аркадий Иванович Свидригайлов.

Анализ:

Есть странная ирония в том, что Родя объясняет Разумихину именно то, что он делал (взаимодействуя с Порфирием и отвечая на его вопросы) под видом того, что он будет делать.Он делал это с Замётовым и раньше, создавая дополнительный уровень иронии, поскольку он использует эту технику, разговаривая с Разумихиным по поводу оскорбительных подозрений, которые, очевидно, имеют Замётов и Порфирий. Разница между ситуациями в том, что Замётов воспринял слова Роди Порфирию как возможное психологическое доказательство, а Разумихин, как всегда лояльный и простодушный, верит Роди на слово.

Наполеон - образец для подражания Роди. Он не раз упоминал Наполеона, и ясно, что он придерживается некоего «наполеоновского комплекса», хотя и не в том смысле, в каком мы его понимаем сегодня.Он восхищается способностью Наполеона пролить столько крови, а затем почитать его как великого и широко влиятельного лидера в других странах, а также в его собственной. Очевидно, Родя надеялся, что он того же сорта, что и генерал Бонапарт; но в ходе его безумного, весьма показательного самоанализа становится столь же ясно, что он знает, что потерпел неудачу. Его преступление выделяется всей своей уродливой мелочностью, и он ругает себя (значительно) за то, что не смог сделать больше, чем убить, и даже не это.Он говорит себе, что убил «принцип»; но чем может быть этот принцип, кроме оправдания, чтобы попытаться увидеть, является ли он сам Наполеоном? Видимо, даже в своих попытках быть предельно честным с самим собой Родя все же прячется за какими-то отговорками.

Читателю не понадобится много времени, чтобы понять, что странное переживание Роди в конце главы - это действительно сон. Стиль становится абстрактно текучим, с очень прямым принятием невозможного (например, Алена Ивановна жива и неуязвима для ударов топора).В самом деле, Родя ударил ее на удивление прозаично: он достает «топор», то есть топор, который не удивлен тому, что он находится под мышкой, и ударяет ее.

Очевидно, что сон символизирует психологическое состояние Роди. Он пытается ударить старую старуху еще до того, как узнает, что она смеется над ним; это можно интерпретировать как указание на то, что он пытается убить идею о ней, обескураживающее повторение дела об убийстве в его повседневных взаимодействиях. Однако, как только он видит, как она смеется, удары становятся менее механическими и более эмоциональными.Смех нападает на его гордость и символизирует его унижение из-за того, что он не достиг наполеоновского величия. Он осознал, что его преступление мелкое, и презирает себя за это; но быть презираемым миром, как он должен, когда его поймают, - это высшее унижение, и он не может этого вынести.

Родя теперь уверен, что его поймают из-за появления странного человека, назвавшего его убийцей. Нет никаких намеков на то, кем может быть этот человек. Родя предполагает, что каким-то образом был свидетелем преступления (довольно параноидальный вывод), и сразу понимает (как и должно), что с ним покончено.Но этот человек появился из ниоткуда и исчезает в никуда, поэтому мы не совсем уверены, настоящий он или мечта. Ответ кроется в следующих главах.

,

Преступление и наказание Часть 5, Глава 1 Сводка и анализ

Лужин просыпается и обнаруживает, что все еще расстроен своим взаимодействием с Дуней и Пульхерией. Он возвращается в свою квартиру и узнает, что его вместе с Лебезятниковым, Раскольниковым и Амалией-хозяйкой пригласили на поминальный банкет Мармеладова. Лужин питает определенное восхищение своим соседом по комнате Лебезятниковым, который является представителем «молодого поколения» и «новых» либеральных идей. Но Лужин считает Лебезятникова недалеким и нечленораздельно увлеченным своими убеждениями.

Лебезятников способен лишь повторять те убеждения, о которых он читал в газетах и ​​слышал на вечеринках и на собраниях. Лужин это чувствует и высмеивает Лебезятникова. Но именно Лебезятников, несмотря на свое личное лицемерие в отношении прав женщин, заявляет, что Соня невиновна в воровстве, когда ее обвиняет Лужин. Лужин же слишком охотно клевещет на женскую репутацию ради собственной выгоды.

,

Смотрите также