Программа основы композиции в проектировании интерьера


Рабочая программа "Художественный дизайн интерьера"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

Рассмотрена и одобрена

на заседании

научно-методического совета

протокол №___от________20__г

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО ДЮЦ

___________И.В. Манаков

«___»______________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»

ДВА ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Возраст детей 11-17 лет

Составитель: педагог дополнительного образования

Т.В.Гаврикова

Воронеж 2018г.

Структура учебной программы

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание дополнительной образовательной программы.

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  6. Информационное обеспечение:

литература для педагогов;

литература для воспитанников.

Пояснительная записка

В последние годы возросло внимание к проблемам развития дизайнерских способностей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Дизайнерские способности — важнейшие составляющие духовного облика личности.

Развитие творческих дизайнерских способностей личности особенно важно в настоящее время. Чувство красоты окружающих людей, вещей возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет чувство прекрасного, любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Умение украсить помещение декоративными элементами, грамотно использовать сочетание цвета, фактуры материалов, разработать проект интерьера помещения, несомненно, пригодится в жизни каждому воспитаннику.

Программа «Художественный дизайн интерьера» основана на интеграции макетирования, проектирования, изобразительной и художественной деятельности.

Данная программа разработана на основе годичной программы для художественных школ и расширена за счет увеличения часов рабочего компонента программы (роспись по дереву, роспись по ткани, мозаика по дереву, керамика).

Данная программа направлена на раскрытие художественно – творческих способностей учащихся 14-17 лет и предполагает знакомство со следующими профессиями: дизайнер (интерьера), инкрустатор (мозаичист), художник росписи по дереву, изготовитель художественных изделий из керамики, художник росписи по ткани, исполнитель художественно-оформительских работ (декоратор).

Ознакомление с историей интерьера, с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению важнейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подростков. Расширение и развитие у учащихся художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Цель программы: развитие художественно-эстетических, творческих способностей и дизайнерских умений воспитанников в разработке интерьера помещений различного назначения.

Задачи программы

Образовательные:

  • Активное включение в различные виды художественной и декоративно-прикладной деятельности.

  • Научить грамотно, использовать цвета и цветовые сочетания.

  • Ознакомить с законами цветовосприятия.

  • Научить составлять композиции.

  • Познакомить с современными отделочными материалами.

  • Изучить законы оформления интерьера.

  • Ознакомить с росписью по дереву, ткани.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

  • Использовать индивидуальный подход к учащимся, учет их индивидуальных предпочтений, сплоченностей, интересов. Индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий.

  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус.

Воспитывающие:

  • Осуществить психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

  • Способствовать адаптации выпускников к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению дальнейшего профессионального образования.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

  • Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Данная программа дает представление об организации предметно-пространственной среды.

Разработка интерьеров жилых и общественных пространств, художественное конструирование элементов интерьера требует учета социальных, информационных, эргонометрических, конструкторских и бионических аспектов и их влияние на структурные и художественно-образные характеристики, а также отдельных его элементов.

Знакомство с народными декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у учащихся художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

После изучения курса обучения учащиеся должны знать:

  • Правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, внутреннего распорядка, оказания первой медицинской помощи.

  • Основы композиционного построения.

  • Основы цветоведения. Закономерность воздействия цвета и света на человека.

  • Основы эргономики и перспективы.

  • Современные материалы для отделки интерьера.

  • Историю и технологию росписи по ткани, батик.

  • Художественные особенности Городецкой и Хохломской росписи.

  • Основные керамические промыслы.

  • Этапы выполнения мозаичного художественного набора.

  • Декоративно-функциональные элементы интерьера.

  • Условные обозначения и основные этапы работы дизайнера над проектом интерьера.

  • Способы экономного расходования материалов, электрической энергии, правила бережного отношения к инструментам, оборудованию и приспособлениям.

Уметь:

  • Смешивать краски и владеть кистью.

  • Составлять композиции с учетом знаний законов композиции.

  • Владеть «свободной» техникой росписи ткани.

  • Расписывать деревянные изделия.

  • Владеть приемами лепки.

  • Составлять мозаичный художественный набор.

  • Бережно обращаться с инструментами и оборудованием.

  • Выполнять чертежи и эскизы помещений.

  • Использовать условные обозначения в работе.

  • Самостоятельно разрабатывать дизайн-проект интерьера.

  • Соблюдать требования безопасности в процессе работы

Образовательная 2-х годичная программа составлена с учетом требования современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учетом условий ДЮЦ.

Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа. Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа дает полное представление о профессии дизайнера-консультанта и учит изготовлению изделий для украшения интерьера.

Основные формы занятий – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, игровые занятия, индивидуальная и коллективная практическая работа.

Основные методы обучения: беседа, рассказ, показ наглядного материала, самостоятельная работа, игра, лабораторно-практическая работа, составление таблиц материалов.

Формы контроля – тестирование, самоконтроль, взаимопроверка, тестирование, карточки задания, проверка работ, выставка, конкурс, защита дизайн проектов. Аттестация детей по полугодиям.

Итогом работы служит создание дизайн – проекта жилого или общественного помещения и изготовлением декоративного изделия любого из изученных направлений.

Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок занятий и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два года обучения.

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Профессиональное самоопределение.

2

1

1

3.

Интерьер.

10

2

8

4.

Перспектива.

4

1

3

5.

Декоративно-художественное оформление интерьера.

4

2

2

6.

Художественна роспись ткани.

32

4

28

7.

Роспись по дереву.

30

6

24

8.

Общее положение проектирования квартир.

8

2

6

9.

Переустройство интерьера.

6

3

3

10.

Отделочные материалы.

16

4

12

11.

Керамика в интерьере.

26

4

22

12.

Экскурсии

2

-

2

13.

Итоговое занятие. Выставка работ.

2

-

2

ИТОГО:

144

30

114

Содержание программы

1 год обучения

Тема № 1. Вводное занятие

Теоретические сведения. Ознакомление учащихся с целями, задачами, содержанием занятий, программой обучения. Демонстрация лучших творческих проектов выполненных учащимися.

Организация рабочего места. Охрана труда. Техника безопасности. Режим работы, формы организации труда и правила внутреннего распорядка в кабинете. Способы экономии электроэнергии и материалов, бережное отношение к инструментам и оборудованию.

Практическая работа. Выполнение рисунка на свободную тему.

Тема № 2. Профессиональное самоопределение

Теоретические сведения. Система подготовки кадров в современной России, ошибки и правила выбора профессии. Ознакомление с отраслями экономики, классификацией профессий Е.А. Климова, понятиями профессиограмма и профессиография.

Практическая работа. Определение склонностей учащихся, выполнение заданий дифференциально-диагностического опросника (ДДО) и тестов: «Организаторские склонности», «Память на образы», «Уровень произвольного и непроизвольного запоминания», «Расстановка чисел» и др. Заполнение анкеты мотивов выбора профессии.

Тема № 3. Интерьер

Теоретические сведения. Ознакомление с историей интерьера, различными эпохами, стилями и стилевыми направлениями.

Основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, ахроматическая и хроматическая шкала цветов, цветовые сочетания, свойства цвета, законы цветовосприятия).

Композиция и законы ее построения, понятия о декоративной композиции. Жанры, материалы и технические средства рисунка.

Эргономика, антропометрия и их ролью в формировании общественных и жилых помещений.

Практическая работа. Работа с таблицами эпох. Выполнение лабораторно-практических работ «Цветовой круг» и «Свойства цвета». Решение практических задач по смешиванию красок.

Упражнения по составлению простейших композиций. Выполнение на плоскости многокрасочной орнаментальной композиции.

Выполнение рисунка по памяти, представлению с натуры.

Проведение лабораторно-практической работы «Обмер».

Тема № 4. Перспектива

Теоретические сведения. История возникновения и развития перспективы. Основные законы перспективы. Построение перспективного изображения во фронтальном положении и под углом к картине. Воздушная перспектива.

Практическая работа. Решение практических задач по построению перспективы. Выполнение лабораторно-практических работ: «Фронтальная перспектива» и «Угловая перспектива».

Тема № 5. Декоративно-художественное оформление интерьера

Теоретические сведения. Рассмотреть разнообразные приемы декоративно-художественного оформления интерьера (батик, картины, гобелены, ковры, изделия из стекла, керамика и т.д.)

Практическая работа. Разработка и выполнение эскизов предметов декоративного оформления интерьера.

Тема № 6. Художественная роспись ткани

Теоретические сведения. Ознакомление с историей росписи. Оборудование, инструменты и материалы. Техника росписи (горячий и холодный батик, свободная роспись, солевая и трафаретная техника, техника узелкового батика и печати, создание кракелюра). Роспись по грунту. Типичные ошибки и способы их устранения.

Практическая работа. Разработка эскизов росписи, цветовая разработка. Освоение приемов росписи. Выполнение росписи в свободной технике, батик.

Тема № 7. Роспись по дереву

Теоретические сведения. Ознакомление с историей возникновения и развития росписи в России. Основные центры. Характерные особенности и технология изготовления городецкой и хохломской росписи. Знакомство с традиционными орнаментальными композициями. Роспись в современном интерьере.

Практическая работа. Технологические пробы по освоению приемов росписи. Копирование основных орнаментальных элементов. Разработка эскизов росписи, его цветовая разработка. Изготовление изделий.

Примерные изделия: разделочные доски, хлебницы, шкатулки.

Тема № 8. Общее положение проектирования квартир

Теоретические сведения. Объемно-планировочные решения. Мебель и оборудование квартиры. Правовые вопросы по ремонту и переустройству интерьера.

Практическая работа. Произвести замеры жилого помещения и выполнить чертежи (формат А4) в соответствии с требованиями ГОСТа.

Тема № 9. Переустройство интерьера

Теоретические сведения. Условия благоустройства жилых помещений. Перепланировка и зонирование интерьера. Условные обозначения, используемые дизайнером в своей работе над проектом интерьера.

Практическая работа. Выполнение чертежей, в соответствии с ГОСТом, и используя условные обозначения.

Тема № 10. Отделочные материалы

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с материалами, которые используются для внутренней отделки помещений. Потолочная роспись, панели, потолочная плитка, покраска, оклейка, натяжные потолки и т.д. Отделка стен – покраска, обои, декоративные панели, настенные покрытия, керамическая плитка и т.д. Полы - паркет, линолеум, синтетические покрытия, ковровые покрытия и т.д.

Практическая работа. Выполнение чертежей и эскизов интерьера. Составление карты материалов.

Тема № 11. Керамика в интерьере

Теоретические сведения. Ознакомление с историей возникновения керамики в России. Современная лепка, материалы, оборудование, приспособления. Общие этапы изготовления и обработки изделий. Плоские и объемные изделия и композиции из них. Сложные композиции и панно.

Мелкая пластика в оформлении интерьера. Керамика Гжели и Скопино. Дымковская и Филимоновская игрушки.

Практическая работа. Знакомство с приемами лепки. Изготовление плоских, объемных изделий и композиций из них (тестопластика).

Тема № 12. Экскурсии

Экскурсия на фабрику «Игрушки».

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.

Правила поведения в общественном месте. Правила безопасности на дорогах.

Тема № 13. Итоговое занятие. Выставка работ. Аттестация за год.

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Изделия из дерева в интерьере.

10

2

8

2.

Декоративно-функциональные элементы интерьера.

12

4

8

3.

Цветовой и световой дизайн.

10

4

6

4.

Интерьеры основных помещений квартиры.

50

8

42

5.

Фитодизайн.

10

2

8

6.

Экология.

2

1

1

7.

Экономика.

2

1

1

8.

Выполнение дизайн - проекта.

44

4

40

9.

Экскурсии.

2

-

2

10.

Итоговое занятие. Защита проекта. Выставка проектов и творческих работ.

2

-

2

ИТОГО:

144

26

118

Содержание программы

2 год обучения

Тема № 1. Изделия из дерева в интерьере

Теоретические сведения. Обработка древесины в технике торцовая мозаика. Организация рабочего места, инструменты, материалы, приспособления. Способы нарезки веток и пластин, особенности закладки фона. Основные этапы выполнения мозаичного набора. Общая характеристика древесины, декоративные свойства, цвет.

История искусства мозаики. Виды мозаики.

Практическая работа. Обучение работе с инструментами. Знакомство с нарезками из веток и пластин.

Выполнение лабораторно-практических работ: «Способы нарезки веток и пластин» и «Особенности закладки фона».

Разработка и выполнение работы в технике торцовая мозаика по дереву.

Примерные изделия: мозаичное панно, декоративная тарелка.

Тема № 2. Декоративно-функциональные элементы интерьера.

Теоретические сведения. Форма и оформление оконных проемов. Стекло и изделия из стекла. Оформление и корректировка помещений при помощи зеркал. Изучение входных и внутренних дверей. Защита входных дверей. Функциональное и декоративное назначение лестниц. Классификация и состав лестниц.

Практическая работа. Выполнение эскизов интерьера.

Тема № 3. Цветовой и световой дизайн

Теоретические сведения. Ознакомление с влиянием цвета на поведение и настроение человека. Цветовые типы поведения. Виды воздействия цвета. Изучение факторов, которые необходимо учитывать при выборе цвета. Назначение помещений и цвет. Изменение цвета в зависимости от освещения. Световой дизайн.

Практическая работа. Выполнение эскизов интерьера с применением знаний психологии цвета и изображение декоративных элементов с учетом освещения.

Тема № 4. Интерьер основных помещений квартиры

Теоретические сведения. Знакомство с разнообразием функциональных помещений жилого интерьера: прихожей, гостиной, спальней, детской, кухней, санузлом. Особенностями их устройства, гигиены, зонирования, цветового решения, расположения оборудования и мебели, декоративно-художественного оформления. Имидж и дизайн офиса.

Практическая работа. Разработка и выполнение эскизов функциональных помещений с учетом современных требований и эргономики.

Тема № 5. Фитодизайн

Теоретические сведения. Принципы и приемы современного фитодизайна. Роль растений в формировании микроклимата в жилых и общественных помещениях. Экологические факторы оказывающие влияние на растения.

Практическая работа. Выполнение дизайн - проектов по индивидуальному замыслу учащихся.

Тема № 6. Экология.

Теоретические сведения. Экологические проблемы, природоохранные технологии. Обеспеченность человечества питьевой водой. Экологическое сознание и экологическая мораль. Ознакомить учащихся с проблемами экологии жилых помещений.

Практическая работа. Убрать мусор на территории ДЮЦ или в парке, лесу. При этом желательно разделить мусор на компоненты – металл, бумагу, растительные остатки, пластмассу.

Тема № 7. Экономика

Теоретические сведения. Экономика как общественная наука. Экономические ресурсы. Экономические системы. Экономический расчет.

Практическая работа. Экономический расчет дизайн - проекта интерьера.

Тема № 8. Выполнение дизайн - проекта

Теоретические сведения. Понятия «проект», «дизайн-проект». Основные этапы выполнения проекта: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. Подготовка проекта к защите.

Практическая работа

Выбор темы дизайн проекта. Выполнение дизайн проекта по замыслу учащихся.

Тема № 9. Экскурсии

Посещение выставочного зала с экспозицией современной мебели. Ознакомление с отечественной и зарубежной мебелью.

Посещение архитектурно-строительной выставки.

Правила поведения в общественном месте. Правила безопасности на дорогах.

Тема № 10. Итоговое занятие. Защита проекта. Выставка проектов и творческих работ .Аттестация итоговая.

Этапы педагогического контроля 1 г. о.

Правила ТБ и личной гигиены; правила пользования инструментами и материалами;

Повторение пройденного и усвоение нового материала.

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, анализ готовых изделий.

2. После изучения каждой темы

Теоретические знания и практические умения, полученные во время прохождения данной темы.

Беседа, опрос, дидактические карточки-задания, игра.

3. В конце полугодия

Различные приемы способы работы с тканью, глиной, деревом;

Изготовление изделий изученными способами;

Знания о русской архитектуре, народном быте, национальном костюме.

Контрольное занятие;

Выставка-просмотр работ учащихся, анализ изделий. Аттестация промежуточная (декабрь)

4. В конце года

Правильное называние и использование в работе всех изученных инструментов и материалов;

Правила ТБ и личной гигиены;

Выполнение изученных технологических операций по всем видам работ, различие их по внешнему виду;

Изготовление фигур, картин и композиций на плоскости и в объеме;

Применение знаний о композиции и цвете на практике;

Анализ готовых изделий и исправление недостатков;

Знания о русском быте и традиционных народных промыслах.

Контрольное занятие.

Беседа, викторина, игра, анализ работ, выставка в объединении.

Аттестация промежуточная .(май)

Этапы педагогического контроля 2 г. о.

Правила ТБ и личной гигиены; правила пользования инструментами и материалами;

Повторение пройденного и усвоение нового материала.

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, анализ готовых изделий.

2. После прохождения каждой темы

Теоретические знания и практические умения, полученные во время прохождения данной темы.

Беседа, опрос, дидактические карточки-задания, игра.

3. В конце полугодия

Различные приемы способы работы с тканью, деревом, гипсом.

Умение использовать чертежно-измерительные и др. инструменты в работе.

Изготовление изделий изученными способами;

Знания о стилях и стилевых направлениях в интерьере.

Контрольное занятие;

Выставка-просмотр работ учащихся, анализ изделий. Аттестация промежуточная ( декабрь).

4. В конце года

Правильное называние и использование в работе всех изученных инструментов и материалов;

Правила ТБ и личной гигиены;

Выполнение изученных технологических операций по всем видам работ, различие их по внешнему виду;

Изготовление фигур, картин и композиций на плоскости и в объеме;

Применение знаний о композиции и цвете на практике;

Анализ готовых изделий и исправление недостатков;

Выполнение дизайн проекта.

Контрольное занятие;

Выставка-просмотр работ учащихся, анализ изделий, защита дизайн проекта. Аттестация итоговая (май).

Условия реализации программы

Педагогическое обеспечение программы

Создание развивающей образовательной среды:

  • Обеспечить развитие взаимоотношений между педагогом и учащимися;

  • Установить взаимопонимание с учащимися и родителями, сотрудничество педагога с родителями;

  • Развить духовно-эмоциональную способность к сопереживанию, воспитание эстетических чувств, приобщение к искусству и красоте;

  • Обеспечить учебный процесс нормативными и вспомогательными материалами;

  • Создать благоприятный микроклимат и комфортную атмосферу для учащихся.

Методическое обеспечение

В процессе работы по настоящей программе используются информационно-методические материалы:

  • Новые педагогические технологии в воспитательном процессе;

  • Литература по разделам «Декоративно-прикладное творчество», «Дизайн квартиры», «Современный интерьер»;

  • Тесты, анкеты, карточки-задания.

Встречи с родителями:

  • Знакомство с программой объединения;

  • Участие родителей в работе объединения и выставках;

  • Познавательные игры – конкурсы, викторины, дискуссии;

Материалы, инструменты, оборудование

Бумага для рисования, черчения, акварели, картон.

Восковые карандаши (6 цветов), простой карандаш, цветные карандаши (12 цветов)

Краски: акварель (12 цветов), гуашь (12 цветов), «Батик-ученик», «Витраж»

Кисти белка № 3, 6

Глина, скульптурный пластилин, гипс художественный, соленое тесто.

Деревянное изделие для росписи (декоративная доска, хлебница, детская мебель), стеклянные изделия.

Ткань: искусственный шелк (подкладочная ткань), хлопчатобумажная.

Подрамники, рамки.

Ветки разных пород деревьев.

Самодельное шило, канцелярский нож.

Оборудование кабинета

Кабинет для занятий по программе «Художественный дизайн интерьера» оборудован в соответствии с нормами и правилами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствует гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Столы ученические, стулья, стенды, наглядные пособия, огнетушитель, аптечка.

Список литературы для педагогов

  1. Алексахин Н.Н. «Волшебная глина» - М.: «Агар», 2009

  2. Бедник Н.И. «Хохлома» - Москва, 2008

  3. Белоус А.В. «Современный интерьер вашего дома» - Минск: «Миринда», 2009

  4. Буланин В.Д. «Мозаичные работы по дереву» - М.: «Олма-Пресс», 2001

  5. Ватерман Г. «Дизайн вашей квартиры» - М., 2006

  6. Вольпина В.Б. «Азбука домашнего уюта» - М.: «Эксмо», 2002

  7. Воронов Н.В. «Искусство предметного мира» - М.: «Эксмо», 2007

  8. Гнешкин В.И. «Искусство современного интерьера - школьнику» М.: «Просвещение», 2008

  9. Жигалова С.К. «Русская народная живопись» - М.: «Просвещение», 2008

  10. Жигалова С.К. «Русская народная живопись» - М.: «Просвещение», 2008

  11. Капранов Н.Н. «Комнатные растения в интерьере» М., МГУ, 2009

  12. Леонтьев А.В. «Технология предпринимательства» - М.: «Дрофа», 2000

  13. Лонтковская Р.А. «Ваша квартира. Евроремонт своими руками» - Харьков: «Фолио», 2007

  14. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайнера» - М.: «Молодая гвардия», 2005

  15. Покатаев В.П. «Конструирование, оборудование интерьера» - Ростов: «Феникс», 2002

  16. Попова О.С., Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы» - М.: «Знание», 2009

  17. Сафроненко В.М. «Вторая жизнь дерева» - Минск: «Полыма», 2001

  18. Сафроненко В.М. «Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт» - Минск: «Хэлтон», 2000

  19. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. «Технология» - М.: «Вентана-Граф», 2000

  20. Стернин И.А. «Учитесь общаться» - Воронеж, 2005

  21. Страшнов В.Г. «Ваш дом от «А» до «Я»» - М.: «Олма-Пресс», 2001

  22. Трофимова Н.Б., Степанова Г.С., Юров Ю.В. «Психологические основы изучения личности старшеклассника» - Воронеж, 2001

  23. Федотов Т. «Дарите людям красоту» - М.: «Просвещение», 2005

  24. Хатунцева Л.И. «Современный урок в профессиональной школе: от проектирования до анализа» - Воронеж, 2002

  25. Хатунцева Л.И., Рудакова Н.П., Царенко В.В. «Активное обучение в профессиональных учебных заведениях» - Воронеж, 2007

  26. Чернавская А.В., Енин А.В. «Уроки рисования» - Воронеж, ВОИПКРО, 2007

Рекомендуемая литература для воспитанников

  1. Владимирская А., Владимирский П. Дизайн уютного интерьера

Тайна комнаты. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

  1. Грабовский В.Б., Капустян В.В. «Опыты создания зимних садов в интерьерах» - Тарти, 2008

  2. Крутских Е.Ю., Литвинова Д.В. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. М.: У-фактория, 2005

  3. Попова О.С., Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы» - М.: «Знание», 2009

  4. Современный интерьер: Практические советы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

  5. Журналы «Интерьер + дизайн».

  6. Журналы «Идеи вашего дома».

Ресурсы Интернет:

http: // www.alta-d.ru/encyclopedia/design

http: // www.know-house.ru/floors

http: // www.diz-pro.ru

http: // www.tdt.ru

http: // www.archidom.ru

Дизайн интерьера | Britannica

Принципы дизайна интерьера

Важно подчеркнуть, что дизайн интерьера - это специализированная отрасль архитектуры или дизайна окружающей среды; не менее важно помнить, что ни одна специализированная отрасль в какой-либо области не будет иметь большого значения, если ее практиковать вне контекста. Лучшие здания и лучшие интерьеры - это те, в которых нет очевидного несоответствия между множеством элементов, составляющих единое целое. Среди этих элементов - структурные аспекты здания, планирование участка, ландшафтный дизайн, мебель и архитектурная графика (знаки), а также детали интерьера.Действительно, существует множество примеров выдающихся зданий и интерьеров, которые были созданы и согласованы одной руководящей рукой.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Из-за технологической сложности современного планирования и строительства один-единственный архитектор или дизайнер больше не может быть экспертом во всех аспектах, составляющих современное здание. Однако важно, чтобы многие специалисты, составляющие команду, могли общаться друг с другом и обладали достаточными базовыми знаниями для достижения своих общих целей.В то время как архитектор обычно занимается общим дизайном зданий, дизайнер интерьеров занимается более масштабными аспектами дизайна, конкретными эстетическими, функциональными и психологическими проблемами, а также индивидуальным характером пространств.

Хотя дизайн интерьера все еще развивается, без четкого определения ее границ, эту область можно рассматривать в терминах двух основных категорий: жилые и нежилые. Последнее часто называют контрактным дизайном из-за способа, которым дизайнер получает свою компенсацию ( т.е., договорное вознаграждение), в отличие от комиссионных или процентных ставок, преобладающих среди декораторов жилых интерьеров. Несмотря на то, что объем деловой активности в области жилых интерьеров продолжает расти, потребность в профессиональном дизайнере становится все меньше и меньше проблем, в результате чего все больше и больше квалифицированных специалистов привлекаются к нежилой работе.

В области дизайна интерьера уже есть ряд специализированных направлений.Одной из новых областей является «планирование пространства» - , то есть , анализ потребностей в пространстве, распределения пространства и взаимосвязи функций внутри коммерческих фирм. Помимо этих предварительных соображений, такие дизайнерские фирмы обычно являются специалистами по офисному дизайну.

Многие дизайнерские фирмы специализируются в таких областях, как дизайн отелей, магазинов, промышленных парков или торговых центров. Другие работают в основном над крупными проектами колледжей или школ, а третьи могут быть специалистами по проектированию больниц, клиник и домов престарелых.Дизайнерские фирмы, занимающиеся нежилой работой, варьируются от небольших групп сотрудников до организаций, насчитывающих от 50 до 100 сотрудников. Большинство крупных фирм включают архитекторов, промышленных дизайнеров и графических дизайнеров. Напротив, дизайнеры интерьеров, которые берут на себя жилищные заказы, скорее всего, будут работать индивидуально или, возможно, с двумя или тремя помощниками. Размер фирм, занимающихся проектированием нежилых зданий, ясно указывает на относительную сложность больших комиссионных. Дизайн жилых домов не только менее сложен, но и представляет собой другой вид деятельности.Жилой интерьер обычно является очень личным заявлением как для владельца, так и для дизайнера, каждый из которых участвует во всех аспектах дизайна; Вряд ли клиент, желающий воспользоваться услугами дизайнера интерьера для своего дома, будет доволен организованным системным подходом.

Большинство крупных архитектурных бюро создали свои собственные отделы дизайна интерьеров, а более мелкие фирмы имеют по крайней мере одного специалиста в этой области. Нет четких границ ни для профессии дизайнера интерьеров, ни, собственно, ни для одной из дизайнерских профессий.Например, дизайном мебели занимаются промышленные дизайнеры и дизайнеры мебели, а также архитекторы и дизайнеры интерьеров. Как правило, мебель, предназначенную для массового производства, разрабатывают промышленные дизайнеры или дизайнеры мебели; дизайнер интерьера или архитектор обычно проектирует те специальные предметы, которые не доступны на рынке или которые должны отвечать конкретным потребностям для конкретной работы. Эти потребности могут быть функциональными или эстетическими, и часто специальный стул или стол, предназначенный для конкретной работы, оказывается настолько успешным, что производитель включает такие предметы в свою обычную линию.Та же самая основная ситуация обычно наблюдается в дизайне тканей, осветительных приборов, напольных покрытий и всех предметов интерьера. Все виды деятельности по дизайну в основном схожи, даже несмотря на то, что обучение и образование в разных областях дизайна различаются по акцентам. Талантливый и хорошо обученный дизайнер может легко перейти из одной специализированной области в другую без особых трудностей.

При обсуждении общих аспектов дизайна важно отметить, что существует важное различие между искусством и дизайном.Дизайнер в основном занимается решением проблем (функциональных, эстетических или психологических), которые ему ставятся. Художника больше интересуют эмоциональные или выразительные идеи и решение проблем, которые он ставит сам. Поистине великолепный или красивый интерьер действительно можно назвать произведением искусства, но некоторые предпочитают называть такой интерьер «великолепным дизайном».

.

Программа получения сертификата базового дизайна интерьера - Нью-Йоркская школа дизайна интерьера

Учебная программа сертификата базового дизайна интерьера подчеркивает фундаментальные навыки и знания в области дизайна интерьера, архитектуры, изобразительного и декоративного искусства. Вводные курсы сосредоточены на рисовании, концепциях дизайна и истории дизайна, тем самым создавая базовое понимание технических и эстетических принципов, необходимых для понимания планирования пространства, цвета, чертежей, материалов и отделки.

  • Программа может быть завершена на постоянной или неполной основе

  • Курсы предлагаются на месте и онлайн

  • Учебная программа фокусируется на основах дизайна интерьера

  • Все кредиты могут быть применяется к программам AAS или BFA

Одного только сертификата BID недостаточно для того, чтобы выпускники имели право на получение лицензии без дальнейшего профессионального образования и опыта. Щелкните здесь, чтобы прочитать информацию об успешном трудоустройстве, относящуюся к этой программе без получения диплома, которая имеет право на получение финансовой помощи.

.

Основы композиции в графическом дизайне

Эта статья об основах композиции для графических дизайнеров и фотографов. В любом виде произведений искусства правильная верстка играет ключевую роль, это наиболее точный способ передать идею данного продукта. Это значит - выделить ключевые сюжетные линии, передать настроение и соблюдать гармонию. Композиция (от латинского compositio) и представляет собой соединение этих элементов в единое целое. Эту же композицию можно назвать самой работой.

Основы композиции в дизайне. Какой состав?

Интуитивное представление о композиции присутствует (в той или иной степени) у каждого из нас. В противном случае это не имело бы смысла. В целом у людей схожее восприятие гармонии, цельности, единства ..

Композиция в дизайне, композиция в картине, композиция в живописи, композиция в фотографии - понятия неразделимые. Музыкальное сочинение и сочинение в литературе также имеют много общего с вышеупомянутым, но средства достижения иные.

Художники уделяют особое внимание нахождению наиболее выразительных композиционных схем. На протяжении многих веков люди создавали различные произведения (в том числе художественные) с разнообразными композиционными решениями. Однако в нашей статье об основах композиции мы не будем рассматривать сложные произведения искусства.

Любой объект легко вписывается в одну из трех основных форм: прямоугольник, треугольник, эллипс. Так что будем работать с ними.

Сама композиция мы рассматриваем как правильное расположение элементов изображения, основанное на исследовании восприятия человеком визуальной информации.

Обсудим основы композиции в дизайне, изобразительном искусстве и фотографии.

Геометрические и композиционные центры, хайлайтер инструменты композиционного центра, планирование композиции

Строим композицию на плоскости. Будь то картинка, лист бумаги или компьютерный монитор. Если провести через эту плоскость две диагональные линии, точка пересечения показывает геометрический центр композиции.

Любой предмет, который вписан в центр, будет чувствовать себя достаточно уверенно.

Композитный центр предназначен для акцентирования внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и графике мы, как правило, выделяем сюжетно-композиционные центры. Это означает, что основная тема работы находится в композиционном центре. В рекламе подбор композитного центра может оказаться полезным для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной информации. Это может быть текст или изображение.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.

В композиции может быть несколько композиционных точек, а геометрический центр только один.

Составной центр можно выделить с помощью:

  • контраста света и тени
  • контрастного цвета
  • размер
  • формы

В классическом искусстве, как правило, на заднем плане изображается предметно-составной центр . Передний план действует как своеобразное вступление, приглашение взглянуть на главное событие. На заднем плане находится все содержание произведения, а третий продолжает основную идею, фон, на котором происходит действие.

Основные понятия и правила композиции

Диагональные линии в композиции

График слева показывает рост. График справа - это падение. Так и случилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия от левого нижнего угла до правого верхнего воспринимается лучше, чем линия, проведенная из левого верхнего угла в правый нижний.

Закрытая и открытая композиция

В закрытой композиции основные направления линий стремятся к центру.Такая композиция подходит для изображения чего-то устойчивого, неподвижного.

Элементы не выходят за пределы плоскости, а замыкаются в центре композиции. К этому центру стремится взгляд из любой точки композиции. Для этого можно использовать компактную планировку в центре композиции, обрамляя. Расположение элементов (на изображении - геометрические фигуры) так, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят из центра, что дает нам возможность продолжить (мысленно) картину и вывести ее за пределы плоскости.Подходит для передачи открытого пространства и движения.

Золотое сечение

Разное расположение элементов в плоскости может создать гармоничный или негармоничный образ. Гармония - интуитивное ощущение и представление о правильном положении элементов. Однако есть несколько правил, которые не интуитивно понятны.

Расположение простых геометрических фигур на изображении слева выглядит намного гармоничнее. Но почему?

Гармония - это последовательность.Целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Единый механизм

Самый крупный из таких механизмов - это окружающий нас мир, в котором все элементы взаимосвязаны - животные дышат воздухом, потребляют кислород, выдыхают углекислый газ, растения используют его углерод и энергию солнца для фотосинтеза, возвращая кислород. Некоторые животные питаются этими растениями, другие контролируют количество корма на растениях, поедая их, таким образом спасая растения, вода испаряется, чтобы выпадать дождь и пополнять реки, океаны и так далее..

Нет ничего гармоничнее самой природы. Поэтому от нее к нам приходит понимание и гармония. А в природе огромное количество визуальных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия, я думаю, вы знаете. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка по большей части было равно отношению большей части отрезка к меньшей.Выглядит это так:

Доли этого сегмента примерно равны 5/8 и 3/8 всего сегмента. То есть, согласно правилу золотого сечения в изображении, зрительные центры изображения будут располагаться следующим образом:

Правило третей

Эта цифра не соответствует золотому отбору, однако она создает ощущение гармонии.

Если мы разделим плоскость, на которой расположены наши геометрические фигуры, на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на пересечении разделительных линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией.В этом случае работает правило трех третей. Это упрощенная версия правила золотого сечения.

продолжение следует

.

5 правил дизайнерской композиции и верстки

Все знают, что для того, чтобы стать лучше в любом виде искусства, вы должны сначала понять конкретные инструменты и процедуры, которые его формируют. Дизайн ничем не отличается от игры на музыкальном инструменте или даже от повара, готовящего еду. Если элементы графического дизайна (линия, цвет, текстура, форма) - это ингредиенты, выложенные перед ней, а принципы дизайна (движение, ритм, пропорции и т. Д.) - это рецепт, который она использует для приготовления еды, тогда подумайте дизайн-макета и композиции в качестве окончательной обшивки.

Брошюра о тортах от Luz Viera

Конечно, повар мог бросить все в миску и назвать это хорошим. Или она могла бы расположить ингредиенты таким образом, чтобы выделить отдельные элементы внутри; она может доставить сообщение в красивой упаковке. Со временем и вниманием она может создать невероятные впечатления для человека, принимающего пищу.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о различных способах структурирования дизайнерских композиций, чтобы добиться потрясающего эффекта идеального семиуровневого торта.

1. Сетка
-

Сетки упорядочивают графический дизайн. Они ускоряют процесс дизайна, помогая дизайнерам решить, где разместить контент, а не где его можно разместить.

Большинство дизайнеров видят невидимую сетку, проходящую через все их проекты. В современном веб-дизайне чистые линии сетки стали популярными, и избежать их практически невозможно. Для этого есть несколько простых причин: сетки делают ваш дизайн более чистым, эффективным и простым в адаптации.

Be My Travel Дизайн веб-сайта Muse от DSKY

Grids привносит организованность не только в дизайн, но и в процесс создания дизайна. Допустим, вы хотите создать плакат для серии лекций. Создайте прочную сетку, и если дата, время, изображения и цвета изменятся, ваши основные дизайны будут казаться связанными. Мгновенная последовательность и меньше времени на обновление и настройку. Базовые сетки также являются отличным ориентиром при работе в команде. Каждому дизайнеру знакомо чувство облегчения, возникающее, когда открываешь чужой дизайн и видишь четкую сетку, которой нужно следовать!

2.Акцент и масштаб
-

В этом объявлении используются цвет и масштаб, чтобы подчеркнуть торт, который является центральным элементом дизайна. Автор adwindesign.

Глазу обычно нужно место для отдыха или что-то интересное, чтобы подержать его, иначе люди будут смотреть на ваш дизайн и быстро двигаться дальше. Допустим, вы фотографируете свою маму на семейном празднике. Ваша цель - привлечь внимание к моменту и радость собрания, сделав вашу маму предметом и центром вашей композиции.

Чтобы донести до зрителя мысль о том, что в центре внимания находится ваша мама, вы должны использовать масштаб и акцент.Вы можете разместить ее на видном месте на фотографии и убедиться, что она является самым большим объектом на фотографии. Вы можете выделить ее, размыв фон, чтобы выделить ее, или сосредоточив внимание на ее ярком платье.

Определение фокуса дизайна даст вашему глазу руководство, необходимое для структурирования композиции, а также органического построения иерархии. На рисунке выше фокус - это смешной торт - наши глаза обращаются прямо к нему, а затем читают остальное в поисках контекста.

3. Остаток
-

Что происходит, если у вас нет пробелов. Манипуляции со стороны мегирейда.

Разве не все в жизни - поиск баланса? Дизайн ничем не отличается. Дизайнеры должны постоянно манипулировать разными элементами, чтобы найти гармонию в своем дизайне. Представьте себе невидимый набор весов в каждом дизайне и убедитесь, что вы не склоняете чашу весов, размещая элементы на одной стороне сетки. Приведенный выше дизайн веб-сайта делает это чисто, сочетая элементы крупного шрифта («Что мы делаем», «Наши работы») с меньшими, равными по размеру абзацами более длинной пояснительной копии.

Имейте в виду, что с точки зрения композиции пустое пространство (или отрицательное пространство) также является элементом. Белое пространство дает нашим глазам возможность проследить за дизайном. Дайте каждому элементу на странице немного места, чтобы он мог дышать, и баланс между положительным и отрицательным пространством возникнет органично. Вы можете видеть, как перемещение элементов в приведенном выше веб-дизайне ближе друг к другу (таким образом уменьшая негативное пространство и нарушая баланс элемента) делает дизайн клаустрофобным и в конечном итоге неудачным.

4. Правило третей
-

Хорошо сбалансированный макет футболки с использованием правила третей. Через BATHI.

Правило третей неизбежно в дизайне. Это фундаментальное правило, настолько простое и эффективное, что часто кажется обманом: разделите дизайн на три строки и три столбца. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий образуют естественные ориентиры для размещения объекта и вспомогательных элементов. Не можете найти баланс в своем дизайне? Правило третей скоро станет вашим лучшим другом.

Идеально сбалансированная пейзажная фотография. Виа Андреас Вониш.

Чтобы увидеть наиболее наглядные примеры, посмотрите фотографии. В приведенном выше примере точки фокусировки (дерево и горизонт) идеально выровнены с сеткой, созданной Правилом третей. Если бы дерево находилось в мертвой точке по горизонтали, а горы - прямо в центре вертикали, композиция не была бы такой приятной.

5. Правило коэффициентов
-

Дизайн логотипа, использующий правило случайности, чтобы привлечь внимание к фокусу.Через Freshinnet.

Правило шансов гласит, что в приятных композициях часто бывает нечетное количество элементов, размещенных на переднем плане, чаще всего три. Два объекта снаружи уравновешивают фокус в центре, создавая простой, естественный баланс. (Если вы свадебный фотограф, это, вероятно, самое сложное правило.) Это часто верно в дизайне логотипов, где центрированный знак может быть смещен с обеих сторон названием компании, как в логотипе Needle Records.

Сила продуманного дизайна

Это всего лишь обзор различных способов, которыми дизайнер может сформировать композицию, чтобы оказать наибольшее влияние на зрителей.Как всегда, помните, что правила предназначены для нарушения. Но как только вы начнете понимать и применять эти правила и структуры в своей работе, это неизмеримо улучшит и укрепит ваши проекты.

Хотите начать свою карьеру графического дизайнера?
Узнайте, как фриланс на 99designs может помочь вам найти больше работы.

.

Смотрите также