Стиль барокко в современном интерьере


Барокко в интерьере гостиной, кухни и спальни: 60 фото и идей

Характерные черты и история

Барокко в интерьере похож на рококо, ответвление классического стиля начала 18 века, который делает акцент на орнаменте, мифологической тематике, и обилии декоративных элементов. Для интерьера барокко характерна контрастность цветов, ювелирные и грациозные золотые вставки, отделка.

На фото классический интерьер в стиле барокко, где нет места телевизору. Открытый камин, рояль и хрусталь, особая отделка создают в гостиной атмосферу праздника.

Особенности барокко в интерьере:
  • наличие картин, фресок;
  • золотая отделка и фурнитура, сложные узоры и лепка;
  • мебель из массива дерева;
  • большое пространство;
  • дорогой и объемный текстиль;
  • симметрическое расположение мебели.

Выбор цветовой палитры

Цвета подбираются исходя из размеров комнаты, но все же предпочтение отдается оттенкам бордового, изумрудного, синего в комбинации с золотом и серебром в декоре. Белый и бежевый также являются основными цветами интерьера, которые комбинируются с дополнительным оттенком.

Для барокко характерен контраст цветов, поэтому в умеренном размере можно сочетать теплые и холодные цвета на фоне светлых тонов с золотой отделкой. Однотонные обои также уместны, можно использовать растительный рисунок или орнаменты.

На фото просторная гостиная в стиле барокко, где окна и их текстиль служат главным акцентом комнаты и находятся в гармонии с другими цветами интерьера.

Материалы и отделка 

Для стен используются гобелены (декоративный текстиль для стен), также для современного интерьера в стиле барокко можно использовать обои.

Подойдут тканевые обои, флизелиновые или виниловые. Тканевые больше всего похожи на гобелен, а современная печать позволяет воплотить самые разные узоры. Флизелиновые и виниловые обои могут спрятать неровности стен, что является плюсом. Цветовая гамма выбранных обоев должна соответствовать цветовой гамме стиля барокко.

На фото бело-золотые флизелиновые обои с крупным цветочным орнаментом, которые сочетаются с оттенком позолоченных элементов декора, а зеркальная панель добавляет простора.

Для отделки пола подойдет темный ламинат или паркетная доска, а также мрамор. Сводчатый или ровный потолок украшает большая люстра, роспись, позолота, лепка из гипса, изображающая виноград и листья, фрески. 

Выбор мебели и ее особенность

Для изготовления мебели выбирают такой сорт древесины, которую можно полировать и украшать резьбой, например, орех. Для отделки используют слоновую кость, панцирь черепахи, позолоту, бронзу.

Интерьер барокко отличает обивка из добротной ткани, бахрома, изогнутые линии, высокие ножки. Диван дополняется парными креслами, стол украшен резьбой или мозаикой, стулья обязательно с резными спинками. Кровать выбирается большого размера, двухдверный шкаф, буфет и оттоманки возле кресел. 

На фото показана мебель для стиля барокко, которая отличается уникальностью, длинными витыми ножками и золотой фурнитурой. 

Декор, текстиль и аксессуары

В интерьере барокко часто применяются гобелены или тканевые обои, парча в обивке, бархатные ткани, кисти и бахрома.

  • Для барокко характерно наличие ниш в стенах, которые украшаются статуэтками и прочим декором.
  • Из картин отдается предпочтение живописи и произведениям эпохи Возрождения.
  • В большой комнате можно сделать фальш-колонну, фальш-камин или пилястры.
  • Пол украшает узорчатый ковер, который занимает меньшую часть комнаты.

На фото главные элементы декора стиля барокко, такие как фальш-камин, статуэтки, картины и молдинги.

Интерьер барокко узнается по роскошной драпировке ткани, которую передает текстиль на окнах, подвязки, прихваты и кисти. Мягкий пышный ламбрекен контрастного цвета с позолотой украсит гостиную или спальню. Для портьер используется бархат, парча, атлас, жаккард. Если в комнате нет дверей, то проем можно украсить шторами.

Освещение в интерьере

Свет должен быть рассеянным, мягким. Раньше использовались только свечи, сегодня их имитацию создают при помощи электрических светильников в форме канделябров и подсвечников. Основное освещение дает подвесная хрустальная люстра. Крайне важно наличие большого окна или нескольких окон, которые бы давали достаточное естественное освещение. Для большего эффекта можно использовать зеркала. 

На фото интерьер столовой в белом цвете, где особенную теплоту добавляет мягкий свет массивной подвесной люстры и настенных светильников, подобранных под стиль.

Фото в гостиной, спальне и кухне

Для создания интерьера в стиле барокко нельзя использовать стандартную мебель, это должен быть люксовый гарнитур с натуральной обивкой.

Гостиная

В гостиную нужно выбирать мебель на резных ножках, с изогнутыми подлокотниками, глубокими спинками. Из цвета можно выбрать сочетание золота с зеленым, бежевым или рубиновым. Для отделки стен подойдут тканевые или жидкие обои. Обильное украшение потолка уместно в том случае, если он достаточно высокий. Орнаменты и узоры из лепки могут переходить со стены на потолок, стирая границу.

Для пола подойдет паркет с большим ковром, орнамент которого соответствует интерьеру в стиле барокко. Для небольшой гостиной важно выбрать светлый оттенок отделки и текстиля, а также глянцевый пол. Из декора стоит отдать предпочтение картинам с рамами, зеркалам, вазам, классическим портьерам из парчи или бархата с подвязками и драпировкой.

На фото голубая гостиная, где богатство передается добротной обивкой из кожи и бархата. Пастельные оттенки на контрасте сочетаются с золотом и роскошью.

Кухня

Для кухни стоит выбирать отделку стен краской или штукатуркой, для пола подойдет керамическая плитка под паркет или мрамор. Наиболее привлекательно смотрятся белые кухни с золотой отделкой. Кухонный гарнитур должен быть массивным из дуба, каштана, ясеня, украшенным резьбой и покрытый лаком. Шкафы могут быть со стеклянными вставками.

Обеденный стол можно разместить в отдельной столовой или на кухне, он должен быть круглым или прямоугольным. Стулья на резных ножках и обшиты парчой. Рабочую поверхность стоит сделать из камня. Для декора подойдет фарфоровая посуда с золотой каймой, старинные часы и подсвечники.

На фото пример обустройства узкой кухни в стиле барокко. Светлый гарнитур с геометричной золотой отделкой и зеркальными вставками делает интерьер легким.

Спальня

Интерьер спальни в стиле барокко отличается роскошью и большим пространством, внутри которого размещаются королевские покои. Для стен подойдут однотонные обои темной или светлой палитры с эффектным бордюром золотого или другого насыщенного цвета.

Главной точкой внимания является широкая кровать на ножках и с роскошной спинкой. Над кроватью можно повесить балдахин. Из мебели также уместно кресло с оттоманкой, туалетный столик, комод на ножках.

Для освещения подойдет хрустальная люстра, торшеры. Из текстиля подойдут тяжелые материалы с объемной драпировкой и ламбрекеном. Из цветов стоит отдать предпочтение бежевому, светло-коричневому, золотому, зеленому и голубому. 

На фото спальня в желтых и коричневых оттенках, где правильно подобранный стиль мебели, балдахин и текстиль подчеркивают богатство барокко.

Барокко в современном интерьере

При создании стиля барокко в современном интерьере нужно помнить о том, что:

  • это один из самых дорогих интерьеров, который не терпит подделки и требует проработки;
  • его сложно воплотить до конца в маленьких помещениях и малогабаритной квартире, для барокко нужно пространство;
  • здесь неуместны современные материалы отделки, такие как зд обои, линолеум или современные натяжные потолки, ПВХ пленка;
  • кухонная техника, телевизор и прочие бытовые приборы нужно прятать после использования или маскировать фасадными дверцами;
  • можно создать компромиссный стиль современного барокко, который хорошо соседствует с современными элементами быта. 

На фото пример того, как можно объединить современный ритм жизни и любовь к классике. Современный гардероб отлично сочетается с декором и мебелью стиля барокко.

Барокко является одним из самых требовательных стилей, но даже в маленькой комнате можно его воссоздать, используя не все предметы мебели, а только элементы. Характерный декор и текстиль подчеркнет интерьер, и задаст настроение для гостей дома.

Фото галерея

Ниже представлены фотографии, отражающие основные особенности стиля барокко в помещениях различного назначения.

.

15 гостиных в стиле барокко

Большинству фанатиков истории известно, что правление французского короля Людовика XIV характеризовалось стилем барокко. Примеры: Версальский дворец и Лувр были оформлены в ярком, драматическом и ярком стиле, отражающем сильное руководство короля в период войны и построек колониальной империи. Этот стиль зародился около 1600 года в Италии и распространился оттуда на большую часть Европы.

По сути, классический стиль барокко был грандиозным и впечатляющим, символом власти.Этот стиль достиг наивысшего расцвета, когда был реализован с большим размахом, особенно в архитектуре и скульптуре. Барокко - это стиль, в котором использовались преувеличенные движения, жесты и выражения для создания драматизма, напряжения, изобилия и величия в скульптуре, живописи, литературе, танце и музыке. Но это слишком для истории, взгляните на наши фотографии и полюбуйтесь красотой, которую мы приготовили для вас.

Парижская гостиная

Зал Магнолии

Великолепие - это то, что может описать эту гостиную.Большие и продуманные предметы мебели всегда являются изюминкой гостиной в стиле барокко.

Золотая гостиная в стиле барокко

Али Экспресс

Посмотрите, как замечательно сделан этот мебельный гарнитур. Золотой цвет делает это место поистине грандиозным и потрясающим!

Гостиная в стиле барокко с хрустальной люстрой

trendzona.com

В этом гарнитуре для гостиной использовалась красивая ткань - цвет ткани сочетается с деревянными накладками, чтобы создать в этой гостиной королевский и царственный вид.

Изабелла Гостиная

Зал Магнолии

В эпоху барокко широко использовались зеленые, красные и коричневые цвета - прямо как в гостиной Isabella. Глядя на эту комнату, она кажется темной из-за использованных цветов.

Современное барокко

Паоло Луккетта проделал огромную работу по созданию этой гостиной в стиле барокко. Красный бархат в сочетании с золотыми деревянными сторонами и индустриальными боковыми и центральными столиками.

Гостиная 1

Дебби Серафина

Как в визуализированной гостиной, которая у нас здесь - красно-золотой в клетчатом ковре. Цвета комнаты и мебели дополняют друг друга!

Венецианский люкс

Зал Магнолии

Этот гостиный гарнитур напоминает нам о том, какими должны быть чудесные венецианские отели - грандиозными, преувеличенными, но действительно великолепными!

Набор диванов Amadeus

Астральная роскошь

Этот комплект для гостиной, созданный самими производителями, несомненно, является прекрасным примером роскошной жизни и великолепия! Королевский цвет красный с набивными черными и серыми подушечками.

Гостиная в стиле барокко с ковриком в стиле зебры

trendzona.com

Глядя на эту комнату, мы можем представить себе место, где гадалка может принимать своих клиентов - на самом деле довольно творчески, но с глубоким цветом и этим огромным зеркалом, о чем еще мы можем думать?

Гостиная в стиле барокко

Мы не можем точно сказать, что это за декоры стен, но они определенно создают красивую ауру для этой гостиной в стиле барокко.Увеличенный и огромный диван с подходящей к нему тахтой делают эту комнату невероятно красивой!

Салон лорда Байрона

Зал Магнолии

Коричневый был также одним из основных цветов, которые были доступны в эпоху барокко, дизайнеры также пытаются достичь этого стиля, продолжая использовать этот цвет, пытаясь воссоздать стиль барокко.

Гостиная в стиле необарокко

Это еще один диван в стиле барокко, который уже в значительной степени модернизирован - это в эпоху необарокко - массивность по-прежнему является обычным явлением для этого стиля.

Барокко и минимализм в гостиной

Minimalisti

Это современная версия стиля барокко - огромные и удобные стулья с экстравагантными деталями в доме, такими как центральный стол, зеркала и консоли.

Современное необарокко

Паоло Луккетта

Огромный стул, изготовленный по индивидуальному заказу, от Паоло Луккетта был дополнен красивыми боковыми столиками, которые олицетворяли стиль барокко.

Гостиная в стиле барокко

Представьте себе жизнь

Это один из предметов для гостиной, который вы можете приобрести через Imagine Living, вдохновленный стилями барокко.Стильные и замысловатые детали на стульях в сочетании с красивой тканью, кто сказал, что это особенность дизайнера?

Мы упоминали, что зеркала в стиле барокко были украшены сложными и симметричными лиственными узорами - внушительными и драматичными, которые вы можете увидеть в зеркалах на некоторых наших фотографиях, как они сказали, барокко - это мощный стиль, который не для слабонервных!

.

Виктория и Альберта · Стиль барокко

Барокко - это богато украшенный и продуманный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17 и первой половине 18 века. Возникнув в Италии, его влияние быстро распространилось по Европе, и он стал первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние на весь мир.

Определяющей характеристикой стиля барокко был способ, которым изобразительное искусство живописи, скульптуры и архитектуры было объединено в единое целое, чтобы передать единое сообщение или смысл.

Искусство и дизайн в стиле барокко напрямую обращались к чувствам зрителя, обращаясь к эмоциям, а также к интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, развивался и использовался власть имущими - церковью, абсолютными правителями и аристократией - как убеждать, так и производить впечатление, быть одновременно богатым и значимым. По сравнению с контролируемыми и тщательно сбалансированными пропорциями, связанными с эпохой Возрождения, барокко известно своим движением и драматизмом.

Влияние барокко распространилось от Италии и Франции до остальной Европы, а затем через европейские колониальные инициативы, торговлю и миссионерскую деятельность распространилось по Африке, Азии, Южной и Центральной Америке. Во всем мире китайские резчики работали в Индонезии, французские мастера - в Швеции, а итальянские специалисты по твердому камню - во Франции. Скульптура была отправлена ​​с Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как стулья лондонского производства разошлись по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские производили предметы роскоши, которые были желанными и имитируемыми модным обществом по всей Европе.Тем не менее, как стиль, барокко также изменилось по мере того, как оно пересекло мир, адаптировавшись к новым потребностям и местным вкусам, материалам и условиям.

Гравюра по И Ланьтай, 1781 - 86, Китай. Музей № 29452: 9. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В Китае европейские павильоны были величайшим проявлением интереса правителей Цин к искусству Европы. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньминь Юань или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна.Спроектированные священниками-иезуитами, павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были построены по образцам в стиле барокко и включали грандиозные фонтаны и статуи. В 1780-е гг. Был заказан комплекс гравюр на медной пластине с изображением европейских павильонов. Этот альбом, копия которого находится в нашей коллекции, представляет собой важную визуальную запись павильонов, разрушенных английскими и французскими войсками в 1860 году.

Важной особенностью искусства и дизайна барокко является использование человеческих фигур.Представленные как аллегорические, священные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму, чтобы передать определенные сообщения и вызвать эмоции зрителя. У них есть чувство реалистичной непосредственности, как если бы они были остановлены на полпути. Выражение лица, поза, жест и драпировка использовались для добавления драматических деталей.

Бюст английского короля Карла II из нашей коллекции идеально передает драматизм портретной живописи в стиле барокко. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута набок, а над кружевным галстуком и вздымающейся драпировкой ниспадает сложный парик.Такие величественные изображения монархов и могущественных аристократов в стиле барокко были более распространены во Франции 17-го века, чем в Англии, но Чарльз провел большую часть своей юности в континентальной Европе и отдавал предпочтение европейским художникам. Бюст выполнен в традициях ярких и внушительных портретов монархов и недвусмысленно подтверждает статус короля.

Портретный бюст Карла II, Оноре Пелле, 1684, Италия. Музей № 239-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Производительность архитектуры

Здания в стиле барокко также были динамичными и драматичными, они использовали и нарушали правила классической архитектуры.Внутри архитектура перекликалась с театральными приемами: расписные потолки заставляли комнаты казаться открытыми небу, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.

Опять же, дизайн использовался для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом религиозной архитектуры барокко. Пример театральности барокко можно найти в проекте Джанлоренцо Бернини (1598–1680) для площади Святого Петра. Его величественные, внушительные изогнутые колоннады, в центре которых находится обелиск, используются как для того, чтобы ошеломить посетителя, так и для того, чтобы привлечь его в объятия церкви.

Архитектура барокко также повлияла на формирование общественных пространств города. Публичные торжества играли важную роль в политической жизни нации. Обычно такие мероприятия проходили на открытом воздухе и представляли собой тщательно продуманные зрелища. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и Площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, были фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в сложных и дорогих костюмах.

Впечатляющая архитектура также использовалась для усиления власти абсолютных правителей, например, Версальский дворец во Франции - наиболее имитируемое здание 17 века.В 1717 году шведский архитектор Никодемус Тессин Младший составил «трактат об украшении интерьеров для всех видов королевских резиденций и других выдающихся мест как в городе, так и в деревне», основываясь на своих путевых заметках. Одним из самых дорогих нововведений, которые он зафиксировал в последнее время, было наличие зеркал настолько больших, что они покрывали целые стены. Он также отметил использование стекла над камином в Королевской палате в Версале.

Расписное зеркало, вероятно, Антуан Монуайе, 1710-20, Англия.Музей № W.36: 1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Увлечение физическими материалами было центральным в стиле барокко. Виртуозные предметы искусства из редких и драгоценных материалов издавна ценились и хранились в специальных комнатах или шкафах вместе с образцами естествознания, научными инструментами, книгами, документами и произведениями искусства. Однако в период барокко рождение современной науки и открытие мира за пределами Европы вызвали все более серьезный интерес к природе и значению этих экзотических материалов.Такие раритеты, как фарфор и лак из Восточной Азии, вошли в моду, и им подражали в Европе. Были также разработаны новые методы, такие как маркетри (укладка шпона разноцветных пород дерева на поверхность мебели), разработанные французскими и голландскими краснодеревщиками и заимствованные у них в других странах.

Ценность таких материалов можно увидеть в фарфоровой чашке из нашей коллекции. Изготовленный между 1630 и 1650 годами в Китае, первоначально как кувшин для кистей для письма, позже в Лондоне были добавлены экстравагантные позолоченные серебряные оправы, которые превратили сосуд для кистей в роскошную декоративную чашку с двумя ручками и крышку.

Фарфоровая чашка, вероятно, Вольфганг Хаузер, 1660-70, Англия. Музей № M.308-1962. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Изображения природного мира, а также мотивы, полученные из человеческих и животных форм, были популярными элементами декора. Самым распространенным видом цветочного декора в стиле барокко был бегущий свиток, часто сочетающийся с акантом - стилизованной версией настоящего одноименного растения. Кружка конца 17 века в нашей коллекции украшена пышным цветочным орнаментом.Листья цветов превратились в извивающуюся листву, а сами цветы имеют полосатые лепестки, которые, вероятно, представляют собой тюльпан, еще один ключевой мотив искусства барокко.

Кружка Peg, производитель неизвестен, около 1690 г., вероятно, Дания. Музей № КРЕДИТ: GILBERT.603-2008. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Ушной стиль с мягкими, мясистыми абстрактными формами также возник в начале 17 века, создавая эффект неоднозначный, наводящий на размышления и причудливый.Фактически, термин «барокко» появился позже - «причудливый» был одним из слов, используемых в то время для обозначения стиля, который мы ассоциируем с сегодняшним барокко.

Театр был площадкой для великолепных постановок драмы, балета и оперы - нового вида искусства того времени. Эти представления с их богато украшенными костюмами, сложными декорациями и оригинальным оборудованием вызывали изумление и трепет. Театр пользовался популярностью как у публики, так и при дворе. Написанная Жаном-Батистом Люлли для французского двора Людовика XIV (годы правления 1643–1715), опера Атис была настолько любима королем, что стала известна как «Королевская опера».В нашей коллекции есть перо и чернила для костюма персонажа Геркулеса в Atys . Он изображен в балетной позе, одет в костюм в римском стиле и идентифицирован по дубинке и львиной шкуре.

Эскиз костюма, Жан Берен Старший, 1676, Франция. Музей № С.1108-1982. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Театр также сыграл роль в борьбе за власть между европейскими дворами. Правители соперничали друг с другом в великолепии своих постановок.Во Франции театр и опера также стали ключевым элементом культурной политики Людовика XIV, которая использовалась для управления дворянством и выражения его силы и великолепия. В начале 18 века само здание театра приобрело новое значение как доказательство придворной, гражданской или технической мощи. Возникшие в результате новые здания по всей Европе создали театр в том виде, который мы знаем сегодня.

Однако к середине 18 века стиль барокко, казалось, все больше не соответствовал настроениям того времени, в котором все большее внимание уделялось разуму и научным изысканиям.Барокко критиковали как «аморальный» стиль, а искусство и дизайн отказались от использования эмоций, драмы и иллюзий, вернувшись к более простому стилю, вдохновленному классической древностью. Лишь в конце 19 века стиль снова стал подвергаться критике.

.

Искусство и архитектура барокко | Британника

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство, проектирование и строительство зданий, появившиеся в эпоху истории западного искусства, которая примерно совпадает с 17 веком. Самые ранние проявления, которые произошли в Италии, относятся к последним десятилетиям 16-го века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не произошли до 18-го века.Произведение, которое отличает период барокко, стилистически сложное, даже противоречивое. В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, - это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Baroque ?

Термин Baroque , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике.Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник - это португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины несовершенной формы. В искусствоведении слово Baroque пришло для обозначения чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от правил и пропорций, установленных во время Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда подразумевал странное, преувеличенное и чрезмерно приукрашенное.Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина, Renaissance und Barock (1888), этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Каковы особенности искусства и архитектуры барокко?

Произведение, выделяющее период барокко, стилистически сложное и даже противоречивое. Например, течения натурализма и классицизма сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко.В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, - это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три широких течения оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация.Борясь с распространением протестантской реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Приняла пропагандистскую программу, в которой искусство должно было служить средством стимулирования веры общественности в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного.Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь централизованного государства, явление, которое лучше всего было продемонстрировано в Версале. Третья тенденция заключалась в расширении интеллектуальных горизонтов человека, чему способствовали развитие науки и исследования земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно чему способствовало коперниковское смещение Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира.Пейзажные картины, на которых люди изображены в виде крошечных фигур на обширном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

Какие художники ассоциируются со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицизм и реалистичность. Художница Артемизия Джентилески была признана в 20 веке за свое техническое мастерство и амбициозные исторические картины.Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали проектирование колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи в стиле барокко.Тем временем этот стиль в ограниченных масштабах проник в северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого испанского в основном римско-католического региона был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к стилю.Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре был принят во Франции, а затем и в других странах, в основном в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовалось в декоративном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто называют завершающей фазой барокко, но стиль отличается от своего предшественника интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте.Живопись рококо во Франции, например, началась с изящных, мягко-меланхоличных картин Антуана Ватто, завершилась игривыми и чувственными обнаженными фигурами Франсуа Буше и закончилась свободно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Живопись французского рококо в целом характеризовалась беззаботным, беззаботным подходом к мифологическим темам и темам ухаживания, представлением семьи как предмета, богатой и тонкой манерой письма, относительно легкой тональной тональностью и чувственной окраской.

Происхождение термина

Термин «барокко», вероятно, в конечном итоге произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник - португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины неправильной или несовершенной формы, и это употребление до сих пор сохранилось в названии ювелира барокко жемчуг .

В искусствоведении слово «барокко» стало использоваться для описания чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на стили искусства 17-го века с небольшими изменениями поддерживался критиками, от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда подразумевал странный, гротескный, преувеличенный и чрезмерно украшенный. Только с пионерским исследованием Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888) термин барокко использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее владений как в территориальном, так и в интеллектуальном плане. К последним десятилетиям XVI века изысканный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах.Чтобы противостоять набегам Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Заняла пропагандистскую позицию, в которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общественности в церковь. С этой целью церковь приняла осознанную художественную программу, произведения искусства которой вызывали у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик. Стиль барокко, возникший из этой программы, парадоксальным образом был одновременно чувственным и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и создать впечатление великолепия божественного.Таким образом, церковные потолки в стиле барокко растворялись в живописных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Кессонный потолок в стиле барокко купола церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме по проекту Франческо Борромини, 1638–1641 гг. © LivioAndronico Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий, сопровождающейся одновременной кристаллизацией выдающегося и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству.Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь и величие централизованного государства - явление, лучше всего демонстрируемое в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его стремление к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тур во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления, , см. Rembrandt van Rijn.)

Оплакивание святого Себастьяна , холст, масло Жоржа де Ла Тура, 1645; в Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Берлин. 1,6 × 1,3 м. Предоставлено Государственным музеем Берлина - Preussischer Kulturbesitz

Третья тенденция заключалась в новом интересе к природе и общем расширении интеллектуальных горизонтов человека, вызванном развитием науки и исследованиями земного шара. Это одновременно породило новое ощущение как человеческой незначительности (особенно чему способствовало коперниковское смещение Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира.Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются в виде крошечных фигур в обширном естественном окружении, свидетельствует об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

.

Смотрите также