Сюрреализм в интерьере


Сюрреализм в дизайне. Гармония парадокса

22 января 2016 г.

Сюрреализм возник в 1910-х годах в литературе, но вскоре стал масштабным направлением, охватившим практически все виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн. Основу составляет идея совмещения сна и реальности, обращение к глубинам подсознания. Сюрреалисты достигали нужного эффекта, создавая противоречивые сочетания образов, форм, тем. Однако даже самые абсурдные произведения являются результатом тщательной продуманности. Зачастую, чтобы добраться до подсознания, художники работали под воздействием гипноза, алкоголя, голода, психотропных веществ. 

Первым сюрреалистом-дизайнером стал великий Сальвадор Дали. Идеи интерьера его собственного жилья раскрываются в деталях, создающих соответствующую атмосферу. Но главным его шедевром в этой области является одна из его шуточных работ –  «Комната Мэй Уэст». На картине лицо актрисы является пространственной иллюзией, составленной из предметов интерьера. Шторы превращаются в роскошные волосы, глаза воплощены в картинах, нос – причудливый камин, на котором стоят часы, линия подбородка – округлые ступени и, наконец, самый чувственный объект этой композиции – диван в виде губ. Под руководством самого Дали интерьер был сконструирован в объеме в 1974 году. С этого момента начинается новая эпоха в сфере дизайна. 

Тенденции сюрреализма начала ХХ века перерабатываются и приспосабливаются к современным условиям. Авторы отбрасывают на задний план любимую сюрреалистами теорию Фрейда, отходят от глубин подсознания, оставляя для себя лишь идеи парадоксальности, иллюзорности, абсурдности. Сочетание несочетаемого – главная концепция современных дизайнеров. Это может выражаться в таких принципах как: противоестественное сочетание чуждых друг другу предметов, их обмен свойствами (тяжелое становится невесомым, легкость приобретает массивность; то, что должно быть мягким, затвердевает, а твердое принимает растекающуюся форму). Предмет вызывает ассоциации сразу нескольких образов (диван-губы, стол-конь), соединение приемов (старое и новое, естественное и искусственное, динамичное и статичное, повседневное и экзотическое), масштабирование предметов (чаще всего используется увеличение мелких предметов). В итоге дизайн интерьера в сюрреалистическом стиле можно разделить на несколько типов. 

Первый представляет собой случай, когда все пространство помещения составляет единый образ, и стиль представлен во всех элементах, будь то покрытие пола, мебель, освещение и т. д. Однако такой интерьер наиболее уязвим от чрезмерной перегруженности, и человеку будет трудно в нем находиться. Логичным решением в такой ситуации является игра с цветом, фактурой и материалом предметов, спокойные плавные не сильно деформированные формы и образы. 

Второй тип является самым простым в общем решении интерьера, поскольку в таком случае несочетаемость может проявляться в использовании предметов искусства (картин, фотографий, панно, скульптуры), отвечающих идеям сюрреализма, размещенных в пространстве, кардинально противоположном по стилю. Скажем, картины Сальвадора Дали в барочном интерьере выглядели бы весьма интересно. 

Третий вариант применения сюрреализма в дизайне интерьера наиболее распространен среди современных авторов. Стиль проявляется уже частично в каких-либо соответствующих концепции сюрреализма объектах, которые гармонично вписаны в остальное пространство. Эффект в таком случае создается за счет контраста традиционной отделки помещения с причудливо выполненными предметами обстановки. 

Ярким представителем сюрреалистического стиля в дизайне можно смело назвать французского архитектора и дизайнера Филиппа Старка. Его работы минималистичны, лаконичны, но в то же время полны иронии. Игра с формой и материалами преобладает над цветовым решением. Старк считает, что люди должны окружать себя интересными и красивыми вещами, поэтому часто он использует пластик как универсальный, технологичный материл, чтобы предметы были максимально доступны. Предметы интерьера поражают «гармонией парадокса» и вызывают у зрителя много вопросов. Порой их внешняя простота заставляет задуматься о сущности бытия. 

Филипп Старк 

Наряду со Старком ведущими дизайнерами, придерживающимися принципов сюрреалистического стиля, являются Рон Арад и Том Диксон. Для Арада во главе всего стоит неординарность, борьба со штампами. После экспериментов с различными материалами (бетон, пластик, акрил, силикон) дизайнер остановил свой выбор на металле. Он создает предметы интерьера затейливой, гипертрофированной, абстрактной формы, которые только по внешнему виду можно считать арт-объектом, однако в удобстве использования они нисколько не уступают своему эстетическому превосходству. 

Рон Арад. Мусорное ведро

Плавные линии, неестественные формы также встречаются в работах Тома Диксона. Но стальные конструкции, в отличие от Арада, здесь заменяются более «теплыми» и привычными материалами. Это случай, когда сюрреализм раскрывается через ассоциацию: светильник, напоминающий молекулу, стулья – птицу, изгиб листьев, и даже опору линии электропередач. 

Такие предметы впишутся как в полностью сюрреалистический интерьер, так и станут ярким акцентом в пространстве другого стиля. Продолжать список неординарных дизайнеров можно бесконечно, так как сюрреализм является неисчерпаемым океаном идей. 

Том Диксон 

В дизайне этот стиль претерпел много изменений. Авторы уже не столько озабочены идеями подсознания и автоматизма, сколько желают удивить зрителя необычностью своих творений. Несмотря на это, принципы, сохранившиеся от традиционного сюрреалистического дизайна, гармонично вписываются в современную среду. Основная идея сочетания несочетаемого никогда не будет исчерпана, поэтому можно смело сказать, что дизайн в стиле сюрреализма имеет огромное будущее.

Современный сюрреализм и его использование в современном дизайне

Ищи:

Ищи:

×
  • Все статьи
  • Коллекции
  • CSS
  • Внештатный сотрудник
  • Вдохновение
  • JavaScript
  • Учиться
  • Маркетинг
  • Мобильный интерфейс
  • Photoshop
  • Типографика
  • UX Дизайн
  • Веб-дизайн
  • WordPress
  • Все статьи
  • Коллекции
  • CSS
  • Внештатный сотрудник
  • Вдохновение
  • JavaScript
  • Учиться
  • Маркетинг
  • Мобильный интерфейс
  • Photoshop
  • Типографика
  • UX Дизайн
  • Веб-дизайн
  • WordPress
× .

Сюрреализм | Определение, художники и факты

Сюрреализм , движение в изобразительном искусстве и литературе, процветавшее в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Сюрреализм вырос в основном из более раннего движения дада, которое перед Первой мировой войной создавало произведения антиискусства, которые сознательно бросали вызов разуму; но сюрреализм делал упор не на отрицании, а на позитивном выражении. Движение представляло собой реакцию на то, что его члены считали разрушением, вызванным «рационализмом», который руководил европейской культурой и политикой в ​​прошлом и который вылился в ужасы Первой мировой войны.По словам главного представителя движения, поэта и критика Андре Бретона, опубликовавшего The Surrealist Manifesto в 1924 году, сюрреализм был средством воссоединения сознательной и бессознательной сфер опыта настолько полно, что мир мечты и фантазии был объединен. в повседневный рациональный мир в «абсолютной реальности, сюрреальности». В значительной степени опираясь на теории, адаптированные к Зигмунду Фрейду, Бретон видел в бессознательном источник своего воображения. Он определил гений с точки зрения доступности этого обычно неиспользованного царства, которое, как он считал, могло быть достигнуто как поэтами, так и художниками.

Сальвадор Дали: Постоянство памяти Постоянство памяти , холст, масло Сальвадора Дали, 1931; в Музее современного искусства в Нью-Йорке. © M.Flynn / Alamy

Популярные вопросы

Каков был сюрреализм и его цель?

Сюрреализм - это направление в изобразительном искусстве и литературе, процветавшее в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Движение представляло собой реакцию на то, что его члены считали разрушением, вызванным «рационализмом», который ранее руководил европейской культурой и политикой и который завершился ужасами Первой мировой войны.В значительной степени опираясь на теории, адаптированные к Зигмунду Фрейду, сюрреалисты пытались обойти социальные условности и образование, чтобы исследовать подсознание с помощью ряда техник, включая автоматический рисунок, спонтанную запись без цензуры хаотических образов, которые «прорываются» в сознание художника; и изысканный труп, с помощью которого художник рисует часть человеческого тела (например, голову), складывает бумагу и передает ее следующему художнику, который добавляет следующую часть (возможно, туловище) и т. д. до завершения коллективного сочинения.

Каковы характеристики сюрреализма?

Сюрреализм не имеет единого стиля, но в живописи можно различить диапазон возможностей, находящихся между двумя крайностями. На одном полюсе зритель сталкивается с миром, который полностью определен и подробно описан, но не имеет рационального смысла: реалистично нарисованные изображения удаляются из их нормального контекста и собираются заново в неоднозначных, парадоксальных или шокирующих рамках. Примером этому служат работы таких художников, как Рене Магритт и Сальвадор Дали.На другом полюсе, по-разному называемом органическим, символическим или абсолютным сюрреализмом, зритель сталкивается с абстрактными изображениями, обычно биоморфными, которые наводят на размышления, но неопределенны. Примером такого подхода являются такие художники, как Жан Арп, Макс Эрнст и Жоан Миро.

Как связаны сюрреализм и дадаизм?

Сюрреализм вырос в основном из более раннего движения дада, которое до Первой мировой войны создавало произведения антиискусства, сознательно бросающие вызов разуму. Однако сюрреализм делал упор не на отрицании, а на позитивном выражении.Он не унаследовал нигилистическую, антирационалистическую критику общества Дадаизмом и его безудержные нападки на формальные художественные условности. Тем не менее, сюрреализм перенял у дадаизма увлечение причудливым, иррациональным и фантастическим, а также зависимость художников-дадаистов от случайностей и случайностей.

Какие художники практиковали сюрреализм?

Крупнейшими художниками-сюрреалистами были Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон, Рене Магритт, Ив Танги, Сальвадор Дали, Пьер Рой, Поль Дельво и Жоан Миро.Фрида Кало и Пабло Пикассо иногда включаются в этот список, но они никогда официально не присоединялись к группе сюрреалистов. Каждый художник искал свои средства самоисследования. В поэзии Андре Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и других сюрреализм проявился в сопоставлении слов, что было поразительно, потому что оно определялось не логическими, а психологическими, то есть бессознательными, мыслительными процессами.

Кто первым использовал слово Сюрреализм ?

Поэт Гийом Аполлинер впервые использовал термин «сюрреалист» в 1917 году для описания балета Жана Кокто Parade , и это слово появилось в его собственной пьесе Les Mamelles de Tirésias .Андре Бретон, который позже основал движение сюрреалистов, использовал термин для обозначения Manifeste du surréalisme (1924), и его определение переводится как «чистый психический автоматизм, с помощью которого он предназначен для выражения ... реального процесса мышления. Это диктат мысли, свободный от какого-либо контроля со стороны разума и каких-либо эстетических или моральных забот ». Слово surreal стало частью повседневного языка в последующие десятилетия и вошло в словарь Merriam-Webster в 1967 году.Словарь определяет его как «отмеченный интенсивной иррациональной реальностью сна».

В поэзии Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и других сюрреализм проявился в поразительном сопоставлении слов, поскольку он определялся не логическими, а психологическими, то есть бессознательными, мыслительными процессами. Однако основные достижения сюрреализма относятся к области живописи. На сюрреалистическую живопись повлиял не только дадаизм, но и фантастические и гротескные образы таких ранних художников, как Иероним Босх и Франсиско Гойя, и более близких современников, таких как Одилон Редон, Джорджо де Кирико и Марк Шагал.Практика сюрреалистического искусства сильно подчеркивает методологические исследования и эксперименты, подчеркивая произведение искусства как средство для побуждения к личному психическому исследованию и откровению. Бретон, однако, требовал твердой верности доктрине. Таким образом, хотя сюрреалисты провели групповую выставку в Париже в 1925 году, история движения полна изгнаний, дезертирства и личных нападок.

Крупнейшими художниками-сюрреалистами были Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон, Рене Магритт, Ив Танги, Сальвадор Дали, Пьер Рой, Поль Дельво и Жоан Миро.Творчество этих художников слишком разнообразно, чтобы его категорически резюмировать как сюрреалистический подход в изобразительном искусстве. Каждый художник искал свои средства самоисследования. Некоторые целеустремленно преследовали спонтанное раскрытие бессознательного, освобожденного от контроля сознательного разума; другие, особенно Миро, использовали сюрреализм как освобождающую отправную точку для исследования личных фантазий, сознательных или бессознательных, часто с помощью формальных средств невероятной красоты. Можно выделить диапазон возможностей, попадающих между двумя крайностями.На одном полюсе, воплощенном в чистом виде работ Арпа, зритель сталкивается с изображениями, обычно биоморфными, которые наводят на размышления, но неопределенны. Когда сознание зрителя работает с провокационным изображением, бессознательные ассоциации освобождаются, и творческое воображение самоутверждается в рамках полностью открытого исследовательского процесса. В большей или меньшей степени Эрнст, Массон и Миро также следовали этому подходу, который по-разному называют органическим, символическим или абсолютным сюрреализмом. На другом полюсе зритель сталкивается с миром, который полностью определен и подробно описан, но не имеет рационального смысла: полностью узнаваемые, реалистично нарисованные изображения удаляются из своего обычного контекста и собираются заново в неоднозначных, парадоксальных или шокирующих рамках.Работа призвана вызвать у зрителя сочувственный отклик, заставить его признать присущий «смысл» иррациональному и логически необъяснимому. Самая прямая форма этого подхода была использована Магриттом в простых, но ярких картинах, таких как картина, изображающая обычную сервировку стола, включающую тарелку с ломтиком ветчины, из центра которой смотрит человеческий глаз. Дали, Рой и Дельво визуализировали похожие, но более сложные инопланетные миры, напоминающие захватывающие сказочные сцены.

Сюрреалисты разработали ряд специфических техник, чтобы вызвать психические реакции. Среди них были фроттаж (протирание графитом по дереву или другим зернистым веществам) и натертый (соскабливание холста) - оба были разработаны Эрнстом для создания частичных изображений, которые должны были быть завершены в сознании зрителя; автоматический рисунок, спонтанная без цензуры запись хаотических образов, «прорывающихся» в сознание художника; и найденные предметы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

С его акцентом на содержании и свободной форме сюрреализм предоставил главную альтернативу современному высоко формалистическому кубистскому движению и в значительной степени отвечал за сохранение в современной живописи традиционного акцента на содержании.

Хотя в этом движении доминировали мужчины - и часто считалось откровенно сексистским, - несколько талантливых женщин, хотя и ненадолго, вторглись в сплоченный круг Бретона. У многих женщин были близкие, обычно интимные отношения с художниками-мужчинами, но они также процветали в художественном отношении и выставлялись на выставках сюрреалистов.Такие художники, как Доротея Таннинг, Кей Сейдж, Леонора Каррингтон и Мерет Оппенгейм, были важными членами группы сюрреалистов. Их роль в движении была подробно исследована ученым Уитни Чедвик в ее новаторской книге Женщины-художницы и сюрреалистическое движение (1985).

.

Примеры и определение сюрреализма

Определение сюрреализма

Термин сюрреализм указывает на конкретную мысль и движение в литературе, искусстве и театре, которое пытается объединить запутанные области воображения и реальности. Сторонники сюрреализма пытаются смешать различия сознательного и бессознательного мышления через письмо и живопись, используя иррациональное сопоставление изображений.

Сюрреализм, инициированный Андре Бретоном (1896-1966), - это своего рода художественное движение, зародившееся во французской столице, Париже, в 1920-х годах.Это движение длилось до 1940-х годов. Бретон, известный писатель и философ, поддержал это движение, опубликовав свой манифест «Манифест сюрреализма».

Хотя он дал новое измерение искусству, это не был политический манифест. В манифесте говорится, что, ужаснувшись разрушениям, вызванным мировыми войнами и последующей неразберихой, искусство и литература столкнулись с многочисленными политическими проблемами в разрешении этих заблуждений, реакция которых возникла в форме сюрреализма.Это движение было направлено скорее на предотвращение кровавых революций, сняв ограничения, наложенные на искусство и литературу политикой того времени.

Примеры сюрреализма в литературе

Пример № 1: Свобода любви (Андре Бретон)

«Моя жена с волосами, как у костра
С мыслями о молнии тепла
С талией песочных часов
С талией выдры в зубах тигра
Моя жена с губами кокарды и пучком звезд последней величины
С зубами от следов белых мышей на белой земле
С языком натерли янтарь и стекло
Моя жена языком зарезанного хозяина.»
(Строки 1-8)

Это один из лучших образцов сюрреалистической поэзии Андре Бретона. Эти строки взяты из его стихотворения «Свобода любви». Посмотрите на иррациональность изображений его жены и дров, песочных часов и зубов тигра. Ни одно из этих изображений не имеет никакого отношения. Они были просто иррационально собраны вместе, чтобы продемонстрировать ум поэта и ситуацию той реальности, в которой он живет.

Пример № 2: Темный Поэт (Антонин Арто)

«Темный Поэт, грудь горничной
Преследует тебя,
Озлобленный поэт, кипит жизнь
И жизнь горит,
И небо снова поглощается дождем,
» Ваша ручка царапает самое сердце жизни.»
(Строки 1-6)

Эти строки взяты из стихотворения« Темный поэт »Антонена Арто. Это стихотворение сопоставляет поэта с грудью, что довольно иррационально, а потому ирреально.

Пример № 3: Сезон в аду (Артур Рембо)

«Некоторое время назад, если я правильно помню, моя жизнь была одной длинной вечеринкой, где все сердца были широко открыты, где все вино текло.
Однажды ночью я усадил Красавицу к себе на колени. - И я обнаружил, что она раздражает. - И я избил ее.
Я вооружился против правосудия.
Я убежал. О ведьмы, о несчастье, о ненависть, мое сокровище передано вам!
(Строки 1-5)

Просто проверьте изображения, представленные в первых нескольких строках этого стихотворения Артура Рембо. Это противоречивые и иррациональные образы. Поэтому «Сезон в аду» - одно из лучших сюрреалистических стихотворений.

Пример № 4: Скрытые лица (Сальвадор Дали, перевод Шевалье)

«Тогда будет видно, как поднимается неслыханное существо, неслыханные существа, их мозги сжимаются звонкими шлемами, их виски пронзенные свистом воздушных волн, их тела обнажены, пожелтели от лихорадки, покрыты глубокими растительными стигматами, кишащими насекомыми, и до краев наполнены слизистыми соками яда, переливающимися и стекающими по коже с полосатым тигром и пятнами леопарда гангреной ран и маскировочной проказой, их раздутые животы, забитые до смерти электрическими пуповинами [sic], запутывались в позоре разорванных кишок и кусочков плоти, пылающих в пылающих стальных панцирях карательных пыток выпотрошенных танков.

Это мужчина! Спины из свинца, половые органы огня, страхи перед слюдой, химические сердца телевизоров крови, скрытые лица и крылья - всегда крылья, север и юг нашего существа! »

Этот отрывок был взят из романа Сальвадора Дали «Скрытые лица». он использует иррациональные образы для описания человека.

Функция сюрреализма

Жизнь перевернулась после двух мировых войн. Литература и искусство столкнулись с дилеммой - изобразить это перевернутое состояние ума словами или цветами.Художники и писатели того времени пытались разрешить эту ситуацию, изображая странные и шокирующие образы в своих произведениях и картинах. Эта техника представления изображений помогает читателям и зрителям понять смущенное состояние ума того времени и людей, живших после двух мировых войн. Сюрреализм - это отражение этой путаницы. Это заставляет людей осознавать причудливую реальность вокруг них. Они связываются с этой реальностью и знакомятся с ней.

.

Архитектура и сюрреализм

В мире, где «умные» объекты могут разговаривать друг с другом, а пистолет можно напечатать на настольном 3D-принтере, условия для современного дизайна выглядят совершенно сюрреалистично. Давнее взаимодействие между архитектурой и сюрреализмом усиливается сменой технологической парадигмы, которая делает протоколы, концепции и потусторонность сюрреализма более актуальными для архитекторов, чем догмы архитектурного модернизма.В этой книге показано развитие этих плодотворных отношений и показано, как современные архитекторы экстраординарно применяют эти идеи.

Он открывается знакомством с предшественниками сюрреализма в периоды барокко и рококо, которые переходят в ХХ век через символистов и дадаистов. Четыре основные главы представляют взаимодействие между архитектурой и сюрреализмом через ключевые концепции тела, внутреннего пространства, дома, альтернативных реальностей и окружающей среды.В каждой главе представлен потрясающий спектр изображений и представлены современные работы, демонстрирующие непреходящее влияние этого движения.

В эпоху носимых технологий и больших данных захватывающие возможности для новых миров, новых зданий и новых пространств создают самое захватывающее будущее, с которым сталкиваются наши архитекторы. Архитектура и сюрреализм укажет путь.

Узнать больше .

Смотрите также